Аттестация

Аттестация педагогических работников

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  КАДРОВ – НЕОБХОДИМОЕ  УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
развернуть

Аттестация педагогических работников проводится по каждой занимаемой должности. До аттестации допускаются педагогические работники, которые имеют образование согласно занимаемой должности и стаж работы на соответствующей должности 2 года. Для первой и высшей квалификационных категорий стаж в полученной ранее категории – 3 года.

   ОСНОВАНИЕМ для проведения аттестации на квалификационную категорию является ЗАЯВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В АТТЕСТАЦИОННУЮ КОМИССИЮ. Педагогический работник, который изъявил желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, подаёт заявление в аттестационную комиссию до 31 марта текущего 2017/2018 учебного года.

   При прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории имеют право претендовать независимо от трудового стажа, который обозначен в п.19 ч. 1 действующей Инструкции (только по одной должности), на присвоение той же квалификационной категории, которая им была присвоена раньше, следующие педагогические работники:

 ♦ учителя-дефектологи, педагоги социальные, педагоги-психологи, воспитатели, аккомпаниаторы, если они переведены на эти должности с должности учителя;

 ♦ педагоги дополнительного образования, если они переведены на эту должность с должности учителя.

 

Аттестация на присвоение квалификационной категории проводится в форме:

♦ аттестационного собеседования – для претендентов на присвоение второй и первой категорий;

♦ квалификационного экзамена и аттестационного собеседования для претендентов на присвоение высшей категории;

обязательная аттестация на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в форме квалификационного экзамена и аттестационного собеседования

30 мая 2017 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 №46 "О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. №101". Данным постановлением отменено обязательное подтверждение квалификационных категорий работниками, которым категория была присвоена более пяти лет назад.

С текстом документа можно ознакомиться на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21732073&p1=1&p5=0

свернуть

Аттестационная комиссия

развернуть

 Организация работы аттестационной комиссии

ГУО «Средняя школа №8 г.Слуцка»

 

Формирование у педагогов умений эффективной организации учебно- познавательной деятельности учащихся, развитие рефлексивных, коммуникативных, исследовательских способностей является актуальной задачей системы повышения квалификации .Важную роль в решении этой задачи играет аттестация педагогических кадров.

Аттестация педагогических кадров - это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.

Ключевыми для определения функций, содержания и процедур аттестации педагогов являются понятия «квалификация» и «профессиональная компетентность».

Квалификация- это система знаний , умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность определенного уровня выполнения профессиональных обязанностей ( по В.Ф.Кочурову).

Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность умений учителя структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач. Профессиональная компетентность обеспечивается знаниями в следующих областях:

- специальной (предмет, область, в которой занят педагогический работник);

- методической (средства, формы, методы педагогического воздействия);

- психологической (учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие учащихся).

Итогам аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории (второй, первой, высшей) в соответствии с уровнем его профессионализма.

Основные задачи аттестации:

- стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;

- обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;

- способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.

 

  

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АТТЕСТАЦИИ:

- коллегиальность,

- системность,

- открытость,

- целостность экспертных оценок.

Они обеспечивают объективное, корректное, гуманное отношение к педагогическим работникам. Приоритет личности, уважительное отношение к оцениваемому, его гражданским и профессиональным правам лежат в основе организации работы с аттестуемыми.

Проведение аттестации педагогических кадров осуществляется в соответствии с нормативными документами:

  • Положение об аттестации педагогических работников системы образования РБ (в редакции Постановления Министерства образования РБ № 55 от 30.11.2000 г.)
  • Постановление Министерства образования РБ от 26 апреля 2006г.№ 40 «О внесении дополнений и изменений в Положение об аттестации педагогических работников системы образования РБ
  • Положение о квалификационном экзамене. Утверждено приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 07.12.1995 № 456
  • Квалификационный справочник. Должности служащих, занятых в образовании. Утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 .

Работа аттестационной комиссии осуществляется в соответствии с планом работы комиссии на год.

Работы аттестационной комиссии учреждении образования планируется в 4 этапа:

1. Подготовительный

2. Организационный

3. Проведения экспертизы

4. Итоговое заседание аттестационной комиссии

Деятельности аттестационной комиссии учреждения образования осуществляется по алгоритму

( в соответствии с Положением об аттестации педагогических работников системы образования Республики Беларусь (в редакции постановлений МО РБ от 30.11.2000 г., № 55 и от 26.04.2006г., №40):

I. Подготовительный этап

1.1. Проведение совещаний, рабочих встреч, консультаций с педагогическими работниками по аттестации.

1.2. Оформление стенда материалов (уголка) по аттестации.

II. Организационный этап

2.1. Прием заявлений осуществляется в соответствии со сроками, определенными Положением об аттестации. В соответствии с п.24 педагогические работники, которые изъявили желание пройти аттестацию на высшую категорию, подают заявление на имя председателя аттестационной комиссии до 10 октября, а претенденты на вторую и первую категории – до 25 марта текущего года.

2.2.Права педагогов на прохождение аттестации (определение субъектов аттестации) прописаны п.п. 13-16, 18, 20, 30. При этом необходимо учитывать, что субъектом аттестации является педагогический работник только данного учреждения образования, трудовые отношения с которым оформлены приказом

2.3. Подача заявки в управление, отдел образования райисполкома на сдачу педагогами квалификационного экзамена на высшую категорию до 15 октября текущего года.

2.4. В соответствии с п.25, 1-й абзац, график прохождения аттестации на учебный год претендентов на высшую категорию составляется не позднее 15 октября, а на вторую и первую категории - не позднее 1 апреля т.г. после рассмотрения заявлений на заседании аттестационной комиссии (фиксируется протокольной записью).

         При составлении графика необходимо учитывать, что согласно п.21 процедура аттестации не должна превышать 3-х месяцев: для претендентов на вторую, первую и высшую категории без сдачи квалификационного экзамена со дня подачи заявления педагогическим работником в аттестационную комиссию, а на высшую категорию со сдачей квалификационного экзамена - со дня представления документа о сдаче квалификационного экзамена.

В соответствии с п. 25, 2-ой абзац, график утверждается приказом руководителя учреждения образования и согласуется с профкомом .В течение учебного года по мере подачи заявлений педагогами на вторую и первую категории (в соответствии со сроком), после их рассмотрения на заседании аттестационной комиссии составляется и утверждается в установленном порядке дополнение к графику аттестации.

Перенос сроков аттестации осуществляется только по уважительной причине по личному заявлению аттестуемого.

2.5. Аттестуемые знакомятся с графиком в 10-дневный срок под роспись

(п. 25, 2-ой абзац)

2.6. Выдача направлений педагогическим работникам на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию выдается аттестуемому на основании решения аттестационной комиссии о допуске к аттестации на высшую категорию со сдачей квалификационного экзамена.. Подписывается руководителем и председателем аттестационной комиссии учреждения образования, заверяется печатью

2.7. Разрабатывается программа изучения деятельности аттестуемых педагогов. Определяются методы и методики изучения и оценки педагогической деятельности аттестуемого и ее результатов.

III. Деятельностный этап (экспертиза)

3.1. Изучение и анализ педагогической деятельности аттестуемого и ее результатов осуществляет ( п.26 ) аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации проводит изучение педагогической деятельности аттестуемого, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.

Изучение проводится согласно разработанной программе изучения педагогической деятельности аттестуемого.

3.2. Согласно п. 27 не позднее чем за неделю до аттестационного собеседования аттестуемого необходимо ознакомить с его характеристикой за подписью руководителя и председателя профкома учреждения образования

IV. Итоговый (проведение аттестационного собеседования и принятие решения по его результатам)

4.1. С учетом анализа педагогической деятельности аттестуемого проводится аттестационное собеседование в его присутствии (п. 27). Ход аттестационного собеседования подробно фиксируется протокольной записью (п.28)

В ходе аттестационного собеседования заслушиваются:

  • характеристика аттестуемого, подписанная руководителем УО, и председателем ПК;
  • аттестуемый ( самооценка, перспективы профессионального роста, пути совершенствования педагогической деятельности;
  • оценка педагогической деятельности аттестуемого членами аттестационной комиссии.

После чего членами комиссии:

  • сопоставляются оценочные суждения администрации, членов комиссии и аттестуемого;
  • делаются выводы об эффективности его педагогической деятельности, результатах труда, профессионально значимых личностных качествах;
  • обсуждаются пути совершенствования, улучшения педагогической деятельности аттестуемого, перспективы его профессионального роста и повышения квалификации.

4.2. В соответствии с п. 32 на основе результатов АС принимается одно из следующих решений:

  • присвоить соответствующую квалификационную категорию с указанием должности педагогического работника, по которой он аттестуется;
  • отказать в присвоении соответствующей квалификационной категории;
  • снизить квалификационную категорию.

Решение принимается путем тайного голосования при наличии не мене 2/3 членов комиссии и является правомочным, если за него проголосовало не менее 50% присутствующих. При равенстве количества голосов решение принимается в пользу аттестуемого (п. 33).

4.3. С решением комиссии аттестуемый знакомится непосредственно после аттестации, под роспись (п. 33).

При принятии решения отказать в присвоении соответствующей квалификационной категории указываются причины, даются аргументированные мотивировки и рекомендации.

4.4. Подготовка проекта приказа по итогам аттестации

В соответствии с п.34 решение аттестационной комиссии оформляется приказом руководителя учреждения образования

V. Этап анализа хода и результатов аттестации педагогических работников за весь учебный год , планирование мероприятий по ее совершенствованию.

 

 

 

Изучение педагогической деятельности аттестуемых

Для объективности проведения экспертизы аттестационная комиссия разрабатывает качественные и количественные показатели оценки деятельности аттестуемого и определяет критерии соответствия аттестуемого заявленной категории.

Основные показатели соответствия аттестуемого заявленной категории.

Профессиональная компетентность

Знание нормативной правовой базы организации образовательного процесса.

Знание теоретических и практических основ предмета (типы уроков, цели и задачи урока, формы, методы, технология проведения урока)

Знание современных достижений в методике преподавания.

Знание новых педагогических концепций.

Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника.

Культура делопроизводства, ведения школьной документации в соответствии с требованиями.

Работа по самообразованию, степень реализации.

Создание и развитие образовательной среды предметного кабинета.

Участие в методической (научно-методической) и инновационной работе.

Руководств исследовательской деятельностью учащихся.

Участие в профессиональных конкурсах.

Результативность педагогической деятельности

Выполнение учебных программ.

Динамика уровня облученности учащихся. Перевод учащихся на

более высокий уровень познавательной деятельности.

Результаты ВК.

Результаты административных контрольных срезов, проведенных в ходе аттестации.

Индивидуальные достижения учащихся по преподаваемому предмету.

Коммуникативная культура

Коммуникативные и организаторские способности.

Способность к сотрудничеству с учащимися,

Готовность к сотрудничеству с коллегами.

Педагогическая культура аттестуемого.

Готовность к сотрудничеству с родителями и общественностью.

Педагогический такт.

Педагогическая культура речи.

Создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания.

 

  

             ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 по организации и проведению аттестации педагогических работников.

Аттестационные материалы

1. Документация администрации

1. Раздел "Аттестация педагогических работников» годового плана учреждения образования.

2. Приказ по учреждению образования о включении представителя администрации в состав аттестационной комиссии на 200_/200_ учебный год

3. Протокол общего собрания педагогического коллектива по выборам

аттестационной комиссии с приложением:

- протоколов счетной комиссии о распределении обязанностей между

членами комиссии и о результатах голосования;

- бюллетеней для тайного голосования

4. Приказ по учреждению образования о составе аттестационной комиссии на 200_/200 _ учебный год

5. Приказы по учреждению образования об утверждении графика, дополнений к графику аттестации педагогических работников на 200_/ 200_ учебный год

6. Приказы по учреждению образования о присвоении квалификационных категорий педагогическим работникам по итогам аттестации.

2. Документация профсоюзного комитета

1. Постановление профсоюзного комитета о делегировании представителя профкома в состав аттестационной комиссии на 200_/200_ учебный год.

2. Постановления профсоюзного комитета о согласовании графика, дополнений к графику аттестации педагогических работников на 200_/ 200_ учебный год.

3. Постановления профсоюзного комитета о согласовании характеристик на аттестуемых.

Документация аттестационной комиссии.

Аттестационные материалы

1. План работы аттестационной комиссии.

2. Заявления педагогических работников об аттестации.

3. Журнал регистрации заявлений педагогических работников об аттестации.

4. График, дополнения к графику аттестации педагогических работников на учебный год.

5. Программы изучения педагогической деятельности аттестуемых.

6. Протоколы заседаний аттестационной комиссии:

- о распределении обязанностей между членами аттестационной

комиссии (выборы председателя, заместителя председателя и секретаря);

- о рассмотрении поступивших заявлений об аттестации и включении в график;

- о графике (дополнении к графику) аттестации;

- утверждение состава экспертных групп;

- об аттестации педагогических работников с приложением бюллетеней для тайного голосования на каждого аттестуемого отдельно и др.

7. Характеристики аттестуемых.

8. Справки о сдаче квалификационного экзамена на высшую категорию.

9. Аналитические материалы изучения педагогической деятельности

аттестуемых (по каждому направлению программы изучения педагогической

деятельности аттестуемого с выводами и рекомендациями).

Аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого

Аналитические материалы могут быть следующие:

- материалы контрольных срезов знаний и умений учащихся, аналитическая оценка полученных результатов;

- материалы диагностики состояния педагогической деятельности аттестуемого с выводами и рекомендациями;

- материалы анкетирования с анализом полученных результатов;

- материалы анализа уроков, внеурочных мероприятий с выводами и рекомендациями (например, карты оценки качества и эффективности проведенных уроков и внеурочных мероприятий);

- материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога за последнике 2-3 года в динамике: уровень обученности учащихся классов, в которых работает педагог, уровень индивидуальных достижений отдельных учащихся (победители и призеры олимпиад, конкурсов, смотров знаний и т.д.); продукты труда педагога: авторские программы, авторские дидактические и методические материалы, материалы результатов инновационной деятельности и т.д.

Аттестационные материалы (личное заявление, характеристика, справка о сдаче квалификационного экзамена, протоколы заседания аттестационной комиссии, аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого) в соответствии с п. 29 Положения об аттестации хранятся в учреждении образования 5 лет.

 

свернуть

О ВЫБОРЕ ФОРМЫ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

развернуть

ГУО «Минский областной институт развития образования» информирует о том, что квалификационный экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории учителя (воспитателя, воспитателя дошкольного образования)

С 2017 ГОДА будет проводиться В ДВУХ ФОРМАХ.

Первая форма сдачи квалификационного экзамена (уже известная) предполагает описание и защиту опыта педагогической деятельности, и разработку фрагмента занятия.

Вторая форма – (новая) предполагает выполнение письменной работы, состоящей из двух частей и защиту (устно) разработанного занятия.

ПЕРВАЯ ПИСЬМЕННАЯ часть экзамена направлена на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей квалификационной категории. Программа письменной части квалификационного экзамена, список рекомендуемой литературы будут размещены на официальном сайте института. На основе программы будут разработаны билеты, которые состоят из инвариантной части (одинаковой для всех категорий педагогических работников) и вариативной (разной для каждой категории педагогических работников). Они могут содержать задачи, тесты, вопросы, открытые задания. Билеты являются закрытыми для общего доступа.

На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа.

ВТОРАЯ ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ экзамена включает проектирование фрагмента педагогической деятельности (занятие) по предложенным квалификационной комиссией заданиям.

На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа.

Во время приема квалификационного экзамена претендент на подтверждение высшей квалификационной категории устно защищает разработанный во второй письменной частиквалификационного экзамена фрагмент педагогической деятельности (занятие).

свернуть

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К АТТЕСТАЦИИ

Изучение педагогической деятельности и подготовка аналитической информации о деятельности аттестуемого
развернуть

Срок подготовки аттестационных материалов не должен превышать 2 месяцев с даты:

  • ознакомления с приказом о проведении аттестации,
  • предоставления справки о сдаче квалификационного экзамена

Срок подготовки аттестационных материалов – 3 месяца (обязательная аттестация)

Изучение педагогической деятельности

(за последние 2 года – 2, 1 кв.кат,

3 года - высшая, «учитель-методист»,

5 лет – обязательная)

Подготовка аналитической информации (подписывается руководителем)

Составление характеристики (согласовывается с профсоюзным комитетом, подписывается руководителем) не позднее, чем за 1 неделю

Аттестационное собеседование

  • в соответствии с графиком, на заседании аттестационной комиссии
  • по каждому аттестуемому принимается решение путем открытого (тайного) голосования

В ходе аттестационного собеседования заслушиваются:

—  характеристика аттестуемого

—  аттестуемый (самооценка, перспективы профессионального роста, пути совершенствования педагогической деятельности)

—  оценка педагогической деятельности аттестуемого членами комиссии

 

свернуть

Образец заявления на аттестацию

развернуть

Председателю аттестационной комиссии

ГУО «Средняя школа № 8 г. Слуцка»

_________________________________________

_________________________________категории

_______________________________________

_______________________________________ 

 

заявление.

 

 Прошу присвоить мне ________________ квалификационную категорию воспитателя группы продлённого дня.

 Квалификационная категория воспитателя группы продлённого дня _____________________была присвоена ____________________________.

 

Дата _______________                                  ______________________ подпись

свернуть
Ещё в этом разделе