Областной педагогический проект
«ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И УЧАЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сроки реализации: 2017– 2020
Руководитель педагогического проекта:
Андреева Ирина Николаевна, заместитель директора по учебной работе
Государственного учреждения образования «Средняя школа №8 г. Слуцка»
Консультант педагогического проекта:
Слабодчикова Оксана Васильевна,старший преподаватель кафедры частных методик общего среднего образования Минского областного института развития образования
Цель: создание условий для формирования принципов преемственности в развитии музыкальной культуры детей в дошкольном учреждении образования и на первой ступени общего среднего образования.
Задачи:
- создать необходимые условия для формирования и развития у ребенка эстетического отношения к миру средствами музыкального искусства;
- определить способы преемственности закономерностей, принципов, методовмузыкального развития ребёнка в дошкольном учреждении и на первой ступени общего среднего образования;
- разработать модель формирования музыкальной культуры воспитанников в образовательном процессе;
- обеспечить комплекс психолого-педагогических, информационных и материально-технических условий по созданию образовательной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников;
- выявить алгоритмы действий педагогов, законных представителей, обеспечивающие ведение педагогического процесса;
- обеспечить эффективность работы научно-методического и организационно-методического сопровождения проектной деятельности, обеспечивающую личностное профессиональное развитие педагога в области формирования музыкальной деятельности;
- систематизировать, проанализировать и обобщить результаты реализации педагогического проекта в соответствии с критериями и показателями ее эффективности;
- внедрить в практику работы систему организационно-управленческого обеспечения по формированию музыкальной культуры.
Актуальность
Формирование творчески активной личности в последние годы выдвинулось в число наиболее важных и актуальных проблем развития общества. Решающую роль в этом играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Музыка, как один из видов искусства, является богатейшим и действенным средством эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Музыкальная культура – комплексное понятие, включающее в себя нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности; знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства; музыкально-творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности. Развитие последних происходит при непосредственном вовлечении ребенка в музыкальную деятельность, и чем раньше это произойдет – тем выше будет результат.
Государственное учреждение образования «Средняя школа №8 г.Слуцка» на протяжении многих лет ведет активную работу в этом направлении, вовлекая обучающихся в различные виды художественной деятельности: музыкальную, хореографическую и театральную. Многообразие выразительно-изобразительных средств позволяет им взаимно дополнять друг друга, охватывая несколько областей творчества, которые в результате позволяют выявить многогранный творческий потенциал детей.
Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с высокой мотивацией и хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее целенаправленное, систематическое музыкально-эстетическое воспитание. Естественно возникает необходимость преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей старшей группы дошкольного учреждения и первого класса школы.
Более 20 лет первые «музыкальные» классы школы были расположены на базе ГУО «Ясли-сад №1 г.Слуцка». За период взаимодействия учреждения дошкольного образования и средней школы эстетическое развитие обучающихся стало приобретать целенаправленный характер, поэтому было принято решение о систематизации и структурировании работы по формированию музыкальной культуры детей.
Вместе с тем, нет мотивированности родителей учреждения дошкольного образования на эстетическое развитие своих детей. При определении детей в первый класс у 95% родителей предпочтение отдаётся выбору педагога - «к какому учителю отдать ребёнка?», а развитие индивидуальных возможностей своего ребёнка остаётся для них не актуальным(приложение 1).
В связи с этим возникло противоречие между необходимостью формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста на основе музыкальной деятельности в детском саду и реализации сформированных умений в школе.
Указанное противоречие определило проблему, которая состоит в обосновании и реализации условий формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста и учащихся в условиях взаимодействия учреждений дошкольного и общего среднего образования.
На первом организационно-подготовительном этапе была разработана и проведена стартовая диагностика музыкальных способностей воспитанников средних групп дошкольного учреждения.(фото)