ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Допрофильная подготовка и профориентационная работа являются обязательным подготовительным этапом профилизации, который ориентирован на:
– выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;
– оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля образования;
– развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;
– формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:
– информирование;
– психолого-педагогическое сопровождение;
– пропедевтическое изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне через факультативные занятия.
Первые два компонента призваны обеспечить учащихся информацией для осознанного выбора формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения; сформировать у них умения объективно оценивать свои способности к изучению отдельных учебных предметов на повышенном уровне. Содержательное наполнение этих компонентов связано с информационным и психолого-педагогическим сопровождением; индивидуальным и индивидуально-групповым консультированием психолога; диагностикой и тестированием.
В образовательной практике в том или ином виде могут реализовываться следующие модели организации допрофильной подготовки:
– в рамках одного учреждения общего среднего образования;
– в рамках сети учреждений общего среднего образования;
– в рамках сети учреждений образования различных типов и видов (включая профессиональные, учреждения дополнительного образования детей и молодежи, расположенные на одной компактной территории).
ОРГАНИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1. Порядок формирования X классов в учреждении общего среднего образования
Зачисление учащихся в профильные классы средних школ, учебно-педагогических комплексов (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа) проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.
Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.
При формировании X классов в учреждении образования необходимо учитывать:
1) количество выпускников IX классов, желающих продолжить обучение на III ступени общего среднего образования (в целом, в другом учреждении образования, например, в лицее и непосредственно в данном учреждении образования);
2) количество потенциальных учащихся X профильных классов (т.е. учащихся IX классов, имеющих отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов) и их индивидуальные запросы, потребности и способности;
3) количество учащихся X классов, желающих изучать все учебные предметы на базовом уровне и (или), изучая все учебные предметы на базовом уровне, осваивать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) (за счет учебных часов факультативных занятий; возможна организация обучения на базе учреждений профессионально-технического образования).
Требования к формированию профильных классов в средней школе, учебно-педагогических комплексах (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа), указанные в абзаце первом данного раздела, не распространяются на порядок приема в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, гимназии.Учащимся X классов лицеев, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, гимназий предоставляется право выбора учебных предметов, которые они планируют изучать на повышенном уровне.
Прием в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, осуществляется по конкурсу на основе вступительных испытаний в соответствии с требованиями Положения об учреждении общего среднего образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.
2. Модели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования
При организации профильного обучения реализуется три модели формирования X классов:
модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;
модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;
модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).
3. Расписание учебных занятий
С целью снижения учебной нагрузки на учащихся, обучающихся в профильных классах, в новом учебном году рекомендуется проводить факультативные занятия, в том числе и профессионально ориентированные факультативные занятия, в шестой школьный день.
Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения
Целью психолого-педагогического сопровождения профильного обучения является выявление, развитие и реализация профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е.:
профессионально значимых качеств личности;
ключевых компетенций;
профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, профессионально-этических норм и др.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся:
– изучение интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся III ступени общего среднего образования;
– реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления возможностей учащимся в построении индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;
– расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;
– формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;
– повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования;
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения являются:
– психологическая диагностика учащихся с целью выявления уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности, определения характера ожиданий учащихся в профессиональном самоопределении;
– консультационная работа с педагогами и законными представителями учащихся по оказанию им содействия в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей их профессионального определения, коррекции субъект-субъектных отношений в процессе решения учащимися вопросов «выбора»;
– методическая работа с педагогическими работниками по вопросам профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;
– профилактическая работа, которая осуществляется педагогом-психологом и педагогом социальным, по оказанию поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;
– коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении для развития их профессиональных интересов на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;
– аналитическая работа: изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; анализ готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; оценка эффективности деятельности.