Профильное обучение

Целью организации профильного обучения в школе является создание условий для формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению и самореализации, подготовка учащихся  к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Зачисление учащихся в профильные классы проводится на конкурсной основе. Для зачисления в X профильный класс необходимо иметь отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. Без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

В 2023/2024 учебном году профильное обучение организовано в X «А» классе (изучение на повышенном уровне белорусского языка и математики), в XI "А" классе (изучение на повышенном уровне русского языка,  математики).

При формировании в 2023/2024 учебном году X профильного класса особое внимание уделялось:

– оснащению учебных кабинетов, позволяющих в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам; 

– наличию программного обеспечения и современной компьютерной техники для использования современных информационно-образовательных ресурсов;

– методическому сопровождению педагогов в процессе преподавания учебных предметов на повышенном уровне;

– обеспеченности библиотеки учреждения образования литературой, необходимой для изучения учебного предмета на повышенном уровне.

Кадровый состав педагогов, которые работают в профильных классах
в 2023/2024 учебном году

фИО педагога Предмет Класс Квалификационная категория
Булатова Елена Николаевна белорусский язык и литература 10 А высшая
Павловская Ольга Ильинична математика 10 А высшая
Мороз Наталья Михайловна русский язык и литература 11 А высшая
Неделько Ирина Николаевна математика 11 А первая

Положение о профильных классах

государственного учреждения образования «Средняя школа № 8 г. Слуцка»

 

 Общие положения

1. Положение о профильных классах разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными документами Министерства образования и другими нормативно-правовыми и законодательными актами.

2. Профильные классы создаются на III ступени общего среднего образования с целью осуществления профильного обучения, реализации права граждан Республики Беларусь на получение образования с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и запросов, направлений профессионального самовыражения.

3. Профильные классы обеспечивают получение учащимися общего среднего образования и изучение отдельных предметов на повышенном уровне, овладение углубленными знаниями и умениями по профильным учебным предметам.

4. Организация образовательного процесса в профильных классах регламентируется нормативными документами для учреждений образования, реализующих программы общего среднего образования.

    II. Модели формирования профильных классов, профильные учебные предметы

1. С учетом условий, при которых возможна организация образовательного процесса с изучением предметов на повышенном уровне, наличия высококвалифицированных специалистов, материально- технической базы, а также с учетом сложившихся традиций школы выделяются

1.1. следующие возможные модели формирования профильных классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне, и учащихся, изучающих все учебные предметы на базовом уровне.

1.2. следующие возможные профильные учебные предметы: физика - 4 часа, математика - 5 часов, русский язык - 3 часа, английский - 5 часов, биология - 4 часа, химия - 3 часа.

    III. Организация и порядок приема в профильные классы

1. Профильные классы открываются приказом директора учреждения образования по согласованию с отделом образования, спорта и туризма Слуцкого райисполкома.

2. Школа в срок до 1 июня размещает на своем сайте объявления о наборе в профильные классы.

3. Профильный класс формируется из выпускников II ступени общего среднего образования, изъявивших желание продолжить обучение в профильном классе. Срок обучения в профильном классе - 2 года.

4. С целью качественной организации комплектации профильных классов в апреле производится изучение образовательных запросов учащихся 9-х классов (анкетирование).

5. Зачисление учащихся в профильный класс проводится на конкурсной основе на основании свидетельств об общем базовом образования и заявлений учащихся.

6. В профильный класс зачисляются учащиеся, имеющие по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6.

7. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

8. Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.

    IV. Организация образовательного процесса в профильных классах

1. Образовательный процесс в профильном осуществляется в соответствии с учебным планом и учебными программами, регламентируется расписанием занятий.

2. Наполняемость профильного класса не более 25 человек.

3. С учетом специфики профильных учебных предметов в профильном классе могут проводиться различные виды учебных занятий: уроки, лекции, семинарские, практические и другие. Занятия сочетаются с индивидуальной и самостоятельной работой учащихся класса, включая их творческую и исследовательскую деятельность.

4. С учетом пожеланий учащихся и их законных представителей по профильным учебным предметам, так и по иным учебным предметам, могут организовываться факультативные занятия до установленной допустимой недельной учебной нагрузки на одного учащегося.

5. За учащимися профильного класса сохраняется право перехода по собственному желанию в классы с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, а также поступления в другие учреждения образования.

6. Выпускные экзамены для учащихся профильного класса проводятся в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования.

7. Выпускникам профильного класса выдается аттестат об общем среднем образовании установленного образца. Учащиеся профильного класса, которые достигли особых успехов в учебе, награждаются золотой или серебряной медалью, похвальными листами за успехи в изучении отдельных предметов в соответствии с порядком, определенным Министерством образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования.

    

V. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение

1. Руководство Школы для работы в профильном классе осуществляет подбор педагогических работников, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования.

2. Профильные предметы в профильном классе могут вести учителя не ниже 1 квалификационной категории. Требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке.

3. Учреждение образования обеспечивает наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии, позволяющих реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам.

4. Библиотечный фонд школы комплектуется научной, учебной, методической, справочной и художественной литературой в установленном порядке с учетом специфики образовательного процесса в классе.

5. Материально-технические условия для функционирования профильных классов создаются директором школы за счет средств отдела образования и средств, полученных из дополнительных источников финансирования, которые не запрещены законодательством Республики Беларусь.

 

 

 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Допрофильная подготовка и профориентационная работа являются обязательным подготовительным этапом профилизации, который ориентирован на:

– выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;

– оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля образования;

– развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;

– формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:

– информирование;

– психолого-педагогическое сопровождение;

– пропедевтическое изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне через факультативные занятия.

Первые два компонента призваны обеспечить учащихся информацией для осознанного выбора формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения; сформировать у них умения объективно оценивать свои способности к изучению отдельных учебных предметов на повышенном уровне. Содержательное наполнение этих компонентов связано с информационным и психолого-педагогическим сопровождением; индивидуальным и индивидуально-групповым консультированием психолога; диагностикой и тестированием.

В образовательной практике в том или ином виде могут реализовываться следующие модели организации допрофильной подготовки:

– в рамках одного учреждения общего среднего образования;

– в рамках сети учреждений общего среднего образования;

– в рамках сети учреждений образования различных типов и видов (включая профессиональные, учреждения дополнительного образования детей и молодежи, расположенные на одной компактной территории).

 ОРГАНИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Порядок формирования X классов в учреждении общего среднего образования

Зачисление учащихся в профильные классы средних школ, учебно-педагогических комплексов (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа) проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.

При формировании X классов в учреждении образования необходимо учитывать:

1) количество выпускников IX классов, желающих продолжить обучение на III ступени общего среднего образования (в целом, в другом учреждении образования, например, в лицее и непосредственно в данном учреждении образования);

2) количество потенциальных учащихся X профильных классов (т.е. учащихся IX классов, имеющих отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании  не ниже 6 баллов) и их индивидуальные запросы, потребности и способности;

3)  количество учащихся X классов, желающих изучать все учебные предметы на базовом уровне и (или), изучая все учебные предметы на базовом уровне, осваивать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) (за счет учебных часов факультативных занятий; возможна организация обучения на базе учреждений профессионально-технического образования).

Требования к формированию профильных классов в средней школе, учебно-педагогических комплексах (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа), указанные в абзаце первом данного раздела, не распространяются на порядок приема в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, гимназии.Учащимся X классов лицеев, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, гимназий предоставляется право выбора учебных предметов, которые они планируют изучать на повышенном уровне.

Прием в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, осуществляется по конкурсу на основе вступительных испытаний в соответствии с требованиями Положения об учреждении общего среднего образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.

2. Модели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования

При организации  профильного обучения реализуется три модели формирования X классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).

3. Расписание учебных занятий

С целью снижения учебной нагрузки на учащихся, обучающихся в профильных классах, в новом учебном году рекомендуется проводить факультативные занятия, в том числе и профессионально ориентированные факультативные занятия, в шестой школьный день.

 Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения

Целью психолого-педагогического сопровождения профильного обучения является выявление, развитие и реализация профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е.:

профессионально значимых качеств личности;

ключевых компетенций;

профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, профессионально-этических норм и др.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся:

– изучение интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся III ступени общего среднего образования;

– реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления возможностей учащимся в построении  индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;

– расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;

– формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;

– повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования;

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения являются:

– психологическая диагностика учащихся с целью выявления уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности, определения характера ожиданий учащихся в профессиональном самоопределении;

– консультационная работа с педагогами и  законными представителями учащихся по оказанию им содействия в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей их профессионального определения, коррекции субъект-субъектных отношений в процессе решения учащимися вопросов «выбора»;

– методическая работа с педагогическими работниками по вопросам профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;

– профилактическая работа, которая осуществляется педагогом-психологом и педагогом социальным, по оказанию поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;

– коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении для развития их профессиональных интересов на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;

 – аналитическая работа: изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; анализ готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; оценка эффективности деятельности.

 

 

 

 

Ещё в этом разделе