ТЕМА: «Ключевые компетенции современного учителя. Этапы формирования профессиональной компетентности современного учителя».
ЦЕЛЬ:
систематизация теоретических и прикладных знаний педагогов по проблеме развития профессиональной компетентности, мотивация учителей на профессиональное самосовершенствование
ЗАДАЧИ:
- напомнить понятия «профессиональная компетентность», виды профессиональной компетентности;
- проанализировать условия для осуществления профессионального роста учителей;
- выявить возможные пути и способы развития профессиональной компетентности педагогов
- Актуализация темы педсовета
Сегодня мы встречаем значительное количество публикаций, посвященных проблеме компетентности и компетенции. Базовыми категориями нового подхода являются понятия компетентность и компетенция.
Но до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность».
- Групповая работа с глоссарием
Ведущий. Уважаемые коллеги! Перед вами несколько определений понятия «профессиональная компетентность».
1) Компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
2) Компетентным считаются труд учителя, когда на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется потенциал учителя, достигаются хорошие результаты обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой.
3) Компетентность – это способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных ситуациях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
4) Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построение образовательного процесса.
5) Компетентность – это совокупность профессионально-педагогических компетенций.
Вопросы и задания группам
- Какое из представленных определений наиболее полно, на ваш взгляд, отражает суть понятия с практической точки зрения? Обсудите вопрос в группе. Обоснуйте ваш выбор. (Коллективное обсуждение.)
- Как вы думаете, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать современный учитель? Ваши ассоциации? (Групповое и коллективное обсуждение.)
- Выполнить следующее задание: разделите лист на две колонки и запишите пять самых сильных сторон (достоинств) своей педагогической деятельности в первую колонку и пять самых слабых ее сторон – во вторую; составьте в группе общие списки достоинств и недостатков в работе учителя; выделите пять основных качеств в списке слабых сторон. Составьте программу их устранения. (Коллективное обсуждение.)
ИННОВАЦИЯ (МИНИ-ОПРОС)
1.Как вы понимаете термин «инновация»?
* нововведения в педагогический процесс
* новшества(методик ,технологий)приводящих к значительным изменениям вжизни
* новые программы. методики, технологии
2. Каковы ваши мотивы включения в инновационную и проектную деятельность?
* Потребность в контактах с творческими людьми -60%
*потребность в новизне,смене обстановки -60%
*потребность в самовыражении,самосовершенствовании -50%
*осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить -30%
*материальные причины -10%
3.Каково ваше отношение к нововведениям?
*17% -готовы к их освоению
*50 %-достаточно готовы
*33%-частично готовы
4.Что для вас является препятствием в освоении новшеств?
- *Недостаток времени -83%
- *отсутствие теоретических знаний о новых технологиях
- *страх неудач,ошибок -8%
- *неуверенности в практической пользе новшеств -16%
- *наличие внутренних противоречий -36%
КОМПЕТЕНЦИЯ – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата (Образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.)
КОМПЕТЕНТНЫЙ – знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли (обладающий способностью, силой, властью, умениями, знаниями)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ЭТО - СИНТЕЗ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА (СПЕЦИАЛЬНАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА) + ТВОРЧЕСТВО (ТВОРЧЕСТВО ОТНОШЕНИЙ, САМОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ОПТИМАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПРИЕМОВ, МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ) + ИСКУССТВО (АКТЕРСТВО И ОРАТОРСТВО) + ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
1. НАУЧИТЬСЯ ПОЗНАВАТЬ (работа над общими учебными умениями и навыками, развитие вкуса к исследовательской деятельности и овладение исследовательскими умениями, формирование интеллектуальной и информационной культуры)
2. НАУЧИТЬСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ (научиться использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем; уметь справляться с различными ситуациями, развивать системное, критическое мышление)
3. НАУЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ (стремиться к лидерству, т.к. лидеры – профессионалы, уметь организовать вокруг себя людей, уметь им сопереживать, быть готовым оказать помощь)
4. НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ (каждый человек – ценность, принятие и понимание другого, формирование коммуникативной культуры)
5. НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ В ЛАДУ С САМИМ СОБОЙ (построение траектории собственного развития, формирование рефлексивной культуры )
УЧЕБНЫЕ СТАНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
- предметная компетентность
- психологическая компетентность
- педагогическая компетентность
- методическая компетентность
- готовность к инновациям
- общекультурная и нравственная компетентност
Предметная компетентность
- знание педагогом содержания учебного предмета и увлеченность им
- владение смежными науками
- обеспечение реализации учебного плана и программы
- владение информацией о современных научных исследованиях и состоянии преподаваемых учебных предметов
- умение работать с информацией и отбирать ее в соответствии с преподаваемым учебным предметом
- способность адаптировать научное знание к уровню обученности учащихся
- готовность и желание познавать, учиться (соблюдение принципа «учение через всю жизнь»), осваивать новое
- - др.
Методическая компетентность
- рациональное использование в практической деятельности всех форм организации познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная)
- владение техникой анализа и самоанализа педагогической деятельности (рефлексивная культура)
- знание и использование в практической деятельности отдельных приемов современных образовательных технологий, в том числе ИКТ
- использование дифференцированного подхода в обучении учащихся
- рациональное использование в образовательном процессе аудиовизуальных и других источников информации, технических средств обучения
- осознанный отбор технических средства обучения и наглядности в соответствии с целями изучаемой темы, наличие системы
- уровень методического обеспечения преподаваемого учебного предмета
- - др.
Готовность к инновациям
- наличие авторских методических систем, программ факультативных занятий и т.д.
- наличие системы работы с высокомотивированными (мотивированными в недостаточной степени) на учебную деятельность учащимися
- участие в научной и исследовательской деятельности
- участие в обобщении эффективной педагогической и управленческой практики (положительного педагогического и управленческого опыта)
- наличие публикаций различного уровня (трансляция эффективной практики)
- др.
Общекультурная и нравственная компетентность
- трудовая дисциплина
- активная жизненная позиция (инициативность, небезразличие, заинтересованное отношение к происходящему, др.)
- педагогическая этика
- реализация идей здоровьесберегающей педагогики
- др.
Система профессиональных компетенций учителя
- Владение содержанием и методологией предмета
- Знание закономерностей познавательных процессов учащегося в обучении и умение применять их при проектировании реального образовательного процесса
- Знание требований к уроку и умение использовать их при проектировании образовательного процесса
- Владение приёмами эффективного общения с детьми, с коллегами, с родителями
- Владение приёмами, социализирующими и развивающими ребёнка средствами учебного предмета
- Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация)
- Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент)
- Владение навыками обобщения и передачи своего опыта
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
(4 группы выполняют самостоятельно, распределяя предложенные варианты по колонкам, далее – обсуждение):
Основания для сравнения
|
Традиционный подход
|
Компетентностный подход
|
1.Цель обучения
|
Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования
|
Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
|
2.Основная формула результата образования
|
«Знаю, что»
|
«Знаю, как»
|
3.Характер образовательного процесса
|
Репродуктивный: что нового узнал
|
Продуктивный (практика и самостоятельная работа), чему научился
|
4.Содержание учебных программ
|
Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга
|
Программы по отдельным предметам являются элементами образовательной программы школы (включаются межпредметные связи)
|
5.Отбор учебного материала
|
Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу?»
|
Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности (индивидуализация образовательных маршрутов) «С помощью чего учу?»
|
6.Доминирующий компонент процесса
|
Контроль
|
Практика и самостоятельная работа
|
7.Технологии
|
Формы и методы соответствуют
запланированной цели, т.е запланированным ЗУнам
|
Введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку.
|
8.Характер контрольных процессов
|
Статистические методы оценки учебных достижений
|
Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)
|
9.Результат
|
ЗУНЫ
|
Ключевые компетенции
|
Что можно сделать?
- Организация в школе наставничества для поддержки учителей.
- Создание условий для того, чтобы учителя учились друг у друга.
- Создание культуры постоянного совершенствования преподавания.
- ….. (предложение групп)
Профессиональное развитие учителей.
(Обмен опытом учителей)
Общие проблемы в развитии профессиональной компетентности педагогов школы
- уровень психологической компетентности - умение переводить учащихся из менее в более деятельное состояние; конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых учащихся и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в полезный для них вид деятельности
- уровень педагогической культуры-совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность, образованность и умение выйти из конфликтной ситуации
- уровень профессионального роста, мотивация к саморазвитию-убежденность в достижении профессионального уровня и отсутствии мотивации к профессиональному успеху, наличие «барьера» в педагогической деятельности
Вывод - Недостаточный уровень результативности в работе учащимися
Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств.
Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности.
свернуть