Консультации для педагогов

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. Дети перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

При воспитании речи ребёнка:

 первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранить дефекты речи.
  2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
  4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности

с учётом содержания высказывания.

  1. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  2. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и фразы, в соответствии с возрастом детей.
  3. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.
  4. Развивать навыки общения у детей через игровую деятельность.

Речевая среда в классном коллективе.

Педагог должен быть организатором режима речевой  культуры в  своей  классе.  Ему нужно обладать культурой связной  речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать  рассказы  и ответы других. Речь его  должна  быть немногословной, но очень понятной. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

Основную часть своего времени дети проводят в школе с учителем. Речь учителя является примером для детей. Именно на неё они ориентируются в произношении тех слов,  которые они знают. Дети стараются копировать интонации педагога в зависимости от свойств описываемого  события,    так как это делает учитель в своих рассказах о тех же событиях.

Чем правильнее будет звучать речь учителя,  тем правильнее  будет развиваться речь его подопечных. Учитель  должен  совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так  как его ошибки повлекут за  собой сотни  ошибок  его воспитанников, которые легче исправить  в  более  раннем возрасте, чем  в  более взрослом.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен:                  

     1 Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся    дефекты речи.

     2  Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т.е. хорошую  дикцию.

     3  Использовать в своей речи литературное произношение.

     4 Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

     5  В  общении с детьми говорить в  слегка замедленном темпе, умеренно  громким  голосом.

     6 Связно и  в  доступной форме рассказывать и передавать  содержание      текстов, точно используя слова и грамматические конструкции  (соответственно  возрасту детей).

Для  учителя владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Культурой  речи называют её правильность, т.е. соответствие  нормам  орфоэпии, грамматики,  лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка. 

Учителю необходимо организовать работу с родителями по качественному улучшению культуры речи в семье. Для этого можно использовать индивидуальное  общение, наглядную  пропаганду, индивидуальные  консультации; организовывать  для родителей  кружки  по технике речи и  выразительному чтению; приглашать их на открытые занятия по развитию речи.

Каждый педагогический работник должен считать профессиональным долгом  непрерывное совершенствование своей речи.

Развитие лексико-семантической стороны речи у детей

на уроках русского языка и литературы.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей с ТНР (ограниченность словаря, его неточность, преобладание пассивного словаря над активным и др.) программа по русскому языку определяет следующие задачи:

1.Обогащение словаря.

  1. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
  2. Активизация словаря.

Так, на уроках чтения в процессе знакомства с новым произведением центральным становится решение двух первых задач. Дальнейшее изучение литературного материала послужит средством активизации словаря (ответы на вопросы, пересказ и др.). Уроки грамматики и правописания нацелены на уточнение фонетического состава слова, на усвоение его орфографии, отработку умений сочетать с другими словами. Обогащение словаря идет в основном за счет усвоения специальной терминологии. Активизация словаря – в процессе серии различных упражнений: словарно-логических (подведение видовых понятий под родовое, определение предмета на основе различных признаков, классификация предметов по одному из признаков или действий и т.д.), словарно-грамматических (подбор антонимов, синонимов, однокоренных слов и др.)

Приемы и способы разъяснения значений слов (семантизации): наглядные, практические, словесные.

  • Показ соответствующих предметов, картинки, чучела
  • Жест, мимика, драматизация (он усмехнулся, выбросил руку в приветствии)
  • Значение глаголов раскрываются в действии (рыхлить землю)
  • Замена слова его синонимом (изба – дом, витязь - воин)
  • Подбор антонимической пары неряха – чистый, опрятный, аккуратный
  • Подбор родственного слова (врассыпную - рассыпать)
  • Объяснение с помощью словаря (зверобой – это название лечебной травы)
  • Разложение общего понятия на частные (инструменты – молоток, пила…)
  • Словообразовательный анализ слова: подосиновик (растет под осиной)
  • Анализ структуры слова: ветрено –дует ветер; безветренно – нет ветра

Процесс семантизации должен проходить при максимальной активности самих учащихся. При этом необходимо добиваться точного раскрытия значения, а не довольствоваться объяснением типа: трусость – это бояться молнии, грусть – когда грустно. Педагог может записать на доске словосочетания, которые послужат наглядной опорой и помогут оформить учащимся свою мысль.

Это качество характера….

Это чувство….

Важно при проведении словарной работы учить детей самостоятельно находить в тексте незнакомые слова.

Конечной целью является использование детьми слов в собственных высказываниях.

ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ

 Часто родители и педагоги  отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, постоянно недовольным всем. У него значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей при наличии внутреннего психологического дискомфорта.

Важно стремиться к комфортному и доброжелательному общению с  «особыми» детьми. Прислушайтесь к следующим рекомендациям.

Выражение лица - доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное.

Тон голоса в разговоре с ребенком – доброжелательный  в любых ситуациях.

В лексике по возможности избегать употребления:

  • всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить не используя их;
  • приказных фраз;
  • повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай);
  • глаголов "должен", "обязан", "нужно".

Желательно включать сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).

Не надо:

  • вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
  • хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.

Старайтесь:

Не говорить с иронией или насмешкой;

Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;

Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении);

Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;

Не торопить и не подгонять ребенка;

Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу;

Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохие его поступки, но не он сам).

От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

 

Несколько способов выразить одобрение:

Молодец!

Правильно!

У тебя это здорово получилось!

Ты сегодня хорошо потрудился!

Я знала, что ты справишься!

Неплохо!

Отлично!

Ты быстро научился!

Это то, что надо!

С каждым днем у тебя получается лучше!

ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.

НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.

 

Организация образовательной среды

для детей

с особенностями психофизического развития.

Развитие системы специального образования осуществляется в соответствии с основными современными тенденциями развития европейской педагогической теории и практики. Сегодня в качестве основной цели образования как здоровых детей, так и детей с особенностями психофизического развития признается подготовка к самостоятельной, независимой жизни через овладение ключевыми жизненно важными компетенциями.

 К таким ключевым компетенциям, исходя из мирового опыта, относят:

  • компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;
  • компетенции в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья);
  • компетенции в социальной сфере (выполнение различных социальных ролей);
  • компетенции в сфере трудовой деятельности (в том числе умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации);
  • компетенции в сфере культурной деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени).

Сегодня общепризнанным является факт, что наиболее успешно формирование жизненной компетенции ребенка с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни, разворачивая разнообразные модели взаимодействий и общественных отношений. Один из путей практической реализации социальной интеграции - интегрированное обучение. Оно позволяет детям с особенностями психофизического развития выйти за пределы общества себе подобных, ощутить себя равноправной и равноценной частью человеческого общества, лучше познать и реализовать свой личностный потенциал.

Школа, создающая условия для интегрированного обучения, берет на себя обязанность не только дать каждому ученику соответствующий его потенциальным возможностям уровень образования, жизненной компетентности, но и обеспечить ему безопасность, необходимые удобства, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества, а также стимул для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.

 

Невербальные формы общения

В учебном процессе широко ис­пользуются невербальные формы общения, которые позволяют ребен­ку получать эмоциональную поддер­жку. К ним относятся:

·         ласковая, ободряющая интонация;

·         небольшое (меньше метра) рассто­яние между учителем и учеником;

·         перцептивные контакты (погла­живание, пожатие руки, контакт на уровне глаз).

Основная цель общения — со­здание условий для позитивного развития ребенка. Учитель избегает прямых оценок, навешивания ярлы­ков, не спешит ставить диагноз. Главное — включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к учению. Учитель прини­мает ученика таким, какой он есть, независимо от учебных успехов, не предъявляя строгих требований и не высказывая отрицательных оценоч­ных суждений. Наоборот, подбадри­вает ребенка, говорит, что все будет хорошо, что ученик справится с зада­нием, правильно ответит.

     В классе учителю нельзя сравнивать результаты работы ученика с особенностями развития с достижениями других учащихся. Как сказал Л. С. Выготский, "каждый ре­бенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайше­го развития и соответственно имеет индивидуальные достижения". Теку­щая работа учащихся сравни­вается, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чув­ствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.

Детям с нарушениями в развитии прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, про­явление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

      На уроке, чтобы сохранять работоспособность и спокойствие при различном темпе ра­боты, полезно проводить специальные игры и упражнения, позволяющие пе­реключить внимание, снять напряже­ние у детей. В играх предусматрива­ется чередование переходов от напря­жения и активности к расслаблению и покою.                             Если учителю удастся окружить всех детей вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспе­чен. А когда работаешь с любовью, то раскрывается творческий потен­циал педагога и учащихся.

Не бойтесь израсходовать до срока

Любви и знаний в вас хранящийся запас,

Чем больше сил вы отдаете детям,

Тем больше остается их у вас!

       

 

 

 

Консультативная деятельность учителя-дефектолога

с педагогами учреждения

Консультативную деятельность учителя-дефектолога может осуществляться по следующим направлениям:

  • консультирование педагогов учреждения (учителей, воспитателей, музыкального руководителя, психолога, руководителя по физической культуре)
  • консультирование родителей детей, посещающих занятия в ПКПП;
  • консультирование родителей и детей, не посещающих занятия в ПКПП;
  • пропаганда дефектологических знаний.

 

Консультирование педагогов учреждения начинается уже тогда, когда учитель-дефектолог в начале учебного года выступает на предметных МО, педсоветах учреждения и подробно сообщает педагогам:

  • о видах нарушений, подлежащих коррекции в ПКПП;
  • о том, как эти нарушения влияют  на усвоение детьми учебных программ;
  • о коррекционно-развивающей направленности деятельности всех участников коррекционно-образовательного процесса;
  • о содержании коррекционной работы в ПКПП и ее организации;
  • о связи коррекционной работы с программой по развитию речи, ознакомлению с окружающим, обучению грамоте;
  • о создании речевой среды для детей с нарушениями развития и  единстве требований, предъявляемых к детям педагогами и родителями.

В течение года учитель-дефектолог может посещать групповые занятия воспитателей и уроки у учителей с целью наблюдения за детьми, посещающими занятия в ПКПП, для ознакомления педагогов группы/класса  с динамикой продвижения детей, для формирования у педагогов информационной готовности к работе с детьми, имеющими особенности развития, для формирования дефектологической компетентности у воспитателей/учителей.

Учитель-дефектолог может планировать проведение в течение учебного года нескольких открытых занятий для педагогов тех групп/классов  учреждения, дети которых получают помощь в ПКПП. Иногда практикуется приглашение на занятие конкретного педагога (педагогов) группы с целью уточнения  и координации действий в коррекционно-развивающей работе с определенным ребенком.

Формы работы учителя-дефектолога с педагогическими кадрами дошкольного/школьного  учреждения разнообразны:

  • тематические педсоветы, методические объединения, собрания;
  • мини-педсоветы, посвященные анализу недостатков развития детей и выбору средств и методов оптимального коррекционного воздействия;
  • индивидуальные беседы с педагогами учреждения;
  • консультации, проводимые в рабочем порядке  и мн. другие.

     Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам

      Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые по­степенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизичес­кого развития.

       В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспе­чивающая обучение детей с особенностями психофизического разви­тия. Количество специальных клас­сов, классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах растет год от года, что свиде­тельствует о принятии этой формы обучения родителями и педагогичес­кими коллективами школ.

      Чтобы оказать действенную по­мощь такому ученику, учителю следу­ет преодолеть ряд сложившихся сте­реотипов.

Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интег­рированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напря­женными, скованными либо, наобо­рот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуаци­ей или безразличие, апатия, инер­тность, пассивность. Поэтому перво­степенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вы­звать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отноше­ние детей к школе и учению. Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных воз­можностей, не испытывая диском­форта от пребывания среди успева­ющих сверстников.

    В любой ситуации учителю не­обходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и друже­любным по отношению к детям. С осо­бым терпением и тактом он должен от­носиться к детям с особенностями развития, понимая, что у них могут наблюдаться большая по­движность или, наоборот, скован­ность, упрямство, неадекватные стра­хи и опасения и т.д.         

В кодексе психолога записано: "Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам". Помня об этом, учи­тель с первых дней занятий щедро дарит свою улыбку всему классу и каждому ученику в отдельности.

Влияние образовательной интеграции  на развитие детей

 с особенностями психофизического развития.

         Открытость и вариативность специального образования в Республике Беларусь позволяет обеспечивать право детей с особенностями психофизического развития

 на получение образования в специальных учреждениях и учреждениях образования общего типа.

Образовательная интеграция оказывает влияние на изменение социальной среды и образовательного пространства для всех участников педагогического процесса: школьников с особенностями развития, нормально развивающихся сверстников, родителей, учителей, учителей-дефектологов, социальных педагогов, психологов.                           

Дети с особенностями развития интегрируются в среду здоровых сверстников, общение с которыми дает возможность овладевать общепринятыми нормами поведения, взаимодействовать с другими детьми в процессе организации совместной деятельности, подготовки к эмоционально значимым событиям (праздникам, спортивным мероприятиям). Интегрированное обучение детей обеспечивает не только специальную помощь и поддержку, но и формирует у них адекватное отношение к окружающему миру, способствует активному взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, расширению жизненного пространства,  личностному  развитию и самостоятельному функционированию.

В свою очередь, обычные сверстники в условиях образовательной интеграции приобретают умение адекватно воспринимать детей данной категории, сочувствовать и помогать им с учетом особенностей психофизического развития, проявлять заботу и внимание, брать на себя активную роль при организации общения и совместной деятельности.

Специальная организация развивающей, безбарьерной и адаптивной образовательной среды для детей с особенностями развития является одним из условий успешности образовательной интеграции.

Образовательная среда, адекватная возможностям  и потребностям ребенка данной категории,  способствующая профилактике ограничений, обусловленных психофизическими нарушениями, оказывает стимулирующее воздействие на продвижение детей в развитии, подготавливает учащихся к  независимой и самостоятельной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптация  пространственных ресурсов

для детей с особенностями

психофизического развития

 в условиях интегрированного обучения.

 

Среди средовых ресурсов значительное внимание отводится пространственным ресурсам, которые предусматривают создание условий для свободного перемещения и ориентировки учащихся в микро- и макропространстве.

При планировании пространства учебного помещения рекомендуется учитывать его многофункциональность и соответственно предусматривать различные зоны:

  • учебная зона (организация учебных занятий по общеобразовательным предметам);
  • зона предметно-практической деятельности  (организация занятий по рисованию, лепке, конструированию);
  •  игровая зона (организация игр и проведение занятий по развитию движений);
  • зона «живая природа» (организация наблюдений за растениями, животными);
  • зона релаксации (место отдыха и уединения ребенка).

В учебном (классном) помещении каждый ребенок имеет свое рабочее место (парта и стул) в соответствии с индивидуальными особенностями: ростом, состоянием зрения и слуха.

Территория открытого пространства включает пришкольный участок, который рекомендуется оборудовать для игр, занятий физической культурой, прогулок. С учетом отклонений в пространственной ориентировке

 у детей необходимо формировать навыки правильного  «территориального поведения»,

то есть свободного  перемещения на территории школы. С помощью педагогов составляются "планы-схемы» (маршруты передвижения) из классного помещения в столовую, из школы домой и т. д.

 

Адаптация образовательной среды для детей

с особенностями психофизического развития

 в условиях интегрированного обучения.

 Составляющими элементами образовательной среды выступают средовые ресурсы: предметные, пространственные, организационно-смысловые, социально-психологические.

Предметно-практическая деятельность детей способствует осознанию динамичности окружающей среды, что создает условия для развития наглядных и словесно-логических форм мышления. Для всестороннего изучения предметов и формирования исследовательских действий ребенку данной категории требуется большее количество повторений, чем нормально развивающимся детям.

Для организации учебной деятельности детей педагогу рекомендуется иметь: специальные учебники и учебные пособия, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства.

Специальные учебники и учебные пособия, рабочие тетради для учащихся с особенностями психофизического развития разрабатываются с учетом общепедагогических, методических и полиграфических требований, коррекционной и практико-ориентированной направленности и реализуют концепцию поддерживающего обучения.

С целью формирования полноценных образов предметов и явлений окружающей действительности необходимо подбирать иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы), который должен быть выполнен в реалистическом плане, цветном или графически четком черно-белом изображении.

Таким образом, предметные ресурсы должны отвечать следующим требованиям:

  • разнообразие (наличие игрового, спортивного и дидактического материала для сенсомоторного развития, конструктивной, изобразительной, музыкально-ритмической деятельности);
  • доступность (расположение игрового, дидактического материала в поле зрения ребенка и предоставление ему свободы и самостоятельности в выборе материала);
  • соответствие материалов определенному размеру,

 форме, цвету с учетом возраста,

особенностей психического развития детей

 (учебное оборудование должно

быть большим по величине,

ярким, красочным по цвету,

иметь четко выраженные характерные детали).