Консультации для родителей

 

Самое главное в воспитании и обучении детей

с особенностями психофизического развития.

 

 

 

  •       Уважаемые родители! Постарайтесь построить общение и занятия с малышом в игровой форме. Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Вносите в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
  •       Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вызовут интерес у малыша только в том случае, если вы, играя с ним, учитываете его жизненный опыт.         На занятиях с ребенком обязательно применяйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность самого малыша. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия, в результате чего у него выработаются несложные умения и навыки.
  •       Постепенно, в результате игровой, предметно-практической деятельности, самообслуживания, у детей развивается речь, компенсируются недостатки мышления, формируются положительные эмоциональные качества. Из-за поражения центральной нервной системы детям крайне трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых. Поэтому не увлекайтесь многословными советами и поучениями, не тратьте время и силы впустую, так как ребенок их не понимает.
  •       Главное в воспитании детей — это формирование привычек. Причем только своевременное проведение этой работы даст положительные результаты. Например: учите детей складывать предметы в определенное место, иначе у малыша возникнет и укрепится привычка разбрасывать их. Со временем он в определенной степени приспособится к окружающей жизни.
  •        Занимаясь с ребенком, помните о принципе обучения — доступности, т. е. каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволит ему с вашей помощью или путем подражания выполнить какое-либо упражнение и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития.        
  •       Постройте свою работу так, чтобы действию, которое будет для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Это и устная похвала, и ласковое поглаживание, и поощрение в виде какого-либо подарка.        
  •        Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном. Не скупитесь на похвалу, всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием. Любите своего ребёнка, наберитесь терпения, и у вас всё получится!

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ

КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Оказание помощи детям с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь хорошо организовано  и находится под контролем государства. В Беларуси принят ряд специальных законодательных актов и сформирована соответствующая инфраструктура в виде медицинских, реабилитационных, коррекционных учреждений, специальных школ и т.п. Степень реализации этих возможностей всецело находится в зоне ответственности родителей таких детей. Именно родители несут персональную ответственность за состояние и судьбу своих детей. Степень принятия родителями такой ответственности в значительной мере предопределяется их личностными особенностями.

Личностные особенности родителей могут способствовать продуктивной работе психологов, врачей, дефектологов, других специалистов с «особенным» ребенком, а могут – препятствовать ей.

Родители невротического (тревожно-сензитивного) типа.

Им свойственна пассивная личностная позиция. У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблем ребенка и не развивается стремления к их преодолению. Они живут по принципу: «каким родился ребенок, таким и будет» и удовлетворяются тем, чему ребенок обучился самостоятельно, считая, что большего от него ждать нечего.

Родители невротического типа воспринимают ситуацию в трагических красках, гиперболизируют проблемы своего ребенка и отрицают саму возможность разрешения хотя бы их части. Они не проявляют  готов­ности к активной деятельности; полагаются больше на внешние обстоятельства, чем на собственные усилия.

Эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям позитивно оценить свое будущее и будущее ребенка. Их собственная жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением аномального ребенка. Будущее их ребенка рисуется ими как бесперспективное.

В личности невротических родителей чаще доминируют  истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. У них практически постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.

Уважаемые родители!  Окружите своих детей вниманием, заботой и лаской, поверьте в свои силы и возможности своего ребёнка,  и успех их обучения  - обеспе­чен!

А когда заботишься и помогаешь с любовью, то раскрывается творческий потен­циал и родителей и ребёнка.

Не бойтесь израсходовать до срока

Любви и знаний в вас хранящийся запас,

Чем больше сил вы отдаете детям,

Тем больше остается их у вас!

ЗАПОВЕДИ   РОДИТЕЛЬСТВА

  • Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты,     или как ты хочешь.
  • Помоги ему стать собой, а не тобой.
  • Не вымещай на ребёнке свои обиды.
  • Не относись к его проблемам свысока: тяжесть     жизни дана каждому по силам, и будь уверен,    что ему его проблема тяжела не меньше, чем    тебе твоя, а, может, и больше, так как у него нет     опыта.
  • Люби   своего   ребёнка   любым,   в   том   числе     неудачливым, неталантливым, взрослым.
  • Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок -     это праздник, который пока с тобой.
  • Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай     чужому  то,   что   не   хотел   бы,   чтобы  другие     сделали твоему.
  • Чтобы просто существовать, ребёнку требуется   четыре объятья в день, для нормального же развития    -     двенадцать.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Часто причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того, чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух.

Работа по развитию фонематического слуха проводится поэтапно:

 На первом этапе:

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зритель­ное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  2. Выделение звука на фоне слога. Для этого необходи­мо научить детей выделять звук из слога на слух и в произно­шении, различать слоги с заданным звуком и без него.
  3. Формирование умения определять наличие звука в сло­ве. Изучае­мый звук необходимо связать с соответствующей буквой.

Для определения наличия звука в слове предлагаются упражнения:

  • Поднять соответствующую букву на заданный звук.
  • Назвать картинки, в названии которых имеется заданный звук.
  • Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.
  • Придумать слова, включающие звук, соот­ветствующий предъявленной букве.
  • Определить место звука в слове: в начале, середи­не, конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
  • Выделить слова с данным звуком из предложения.

 На втором этапе:

проводится сопоставление (дифференциация)  конк­ретных смешиваемых звуков

(С-Ш, З-Ж, Р-Л, В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К-Х, Ч-Ц и др.).

Для различения звуков в слове предлагаются  упражнения:

  • Повторение слогов и слов со смешиваемыми звуками, сначала с оди­наковой гласной, затем с разными гласными: са—ша ша— со саш— шис,
  • Чтение слогов и слов с чётким произнесением.
  • Поднять соответствующую букву после произнесения слогов или слов со смешиваемыми звуками.
  • Придумать слоги и слова со смешиваемыми звуками.
  • Диктанты слогов и слов со смешиваемыми звуками.
  • Записать слова в два столбика: в первый — слова с одним звуком, во второй — с аппозиционным (противоположным) звуком.
  • Вставить в слова пропущенные смешиваемые буквы.

 

      Как правильно разучить     скороговорку вместе с ребёнком?

  • Прочитайте скороговорку медленно.
  • Предложите ребёнку подумать, о чём говорится в скороговорке.
  • Предложите послушать слова, похожие друг на друга по звучанию.
  • Предложите проговорить скороговорку медленно вслух, запомнить.
  • Проговорить скороговорку шёпотом медленнее, потом быстрее.
  • Пусть произнесёт скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
  • Посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.

        Как выбрать загадку для ребёнка?

Загадка - это не просто развлечение и игра, а упражнение в рассуждении. Детей нужно учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приёмами отгадывания, а также учить дока­зывать правильность отгадки.

        Есть несколько правил, которые помогут вам:

  • Загадывая загадку, повторите её несколько раз, чтобы ребёнок её лучше запомнил и полнее выделил признаки.
  • Проанализируйте загадку, помогая вопросами обратить внимание ребёнка на признаки и установить связь между ними.
  • Предложите ребёнку план доказательства путём последовательной постановки вопро­сов в соответствии со структурой загадки.

              Учите ребёнка отгадывать загадки!

        Как учить стихи?

  •  Читайте ребёнку вслух, и он легко научится узнавать звук в вашей речи,
  • Беседуйте с ним, и ребёнок будет закреплять трудный звук в своей речи.
  • Не заставляйте ребёнка заучивать тексты. После второго - третьего прочтения дети запомнят их сами. Важнее следить за правильной артику­ляцией и вовремя поправить ребёнка.
  • Работая над звуком, показывайте малышу букву, которой он обозначен. Ребёнок постепен­но усвоит, что звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и читаем.

Правильно учим скороговорки

  • Прочитайте скороговорку медленно.
  • Предложите ребёнку подумать, о чём говорится в скороговорке.
  • Предложите послушать слова, похожие друг на друга по звучанию.
  • Предложите проговорить скороговорку медленно вслух, запомнить.
  • Проговорить скороговорку шёпотом медленнее, потом быстрее.
  • Пусть произнесёт скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
  • Посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.

Правильно учим стихи.

  •  Читайте ребёнку вслух, и он легко научится узнавать звук в вашей речи.
  • Беседуйте с ним, и ребёнок будет закреплять трудный звук в своей речи.
  • Не заставляйте ребёнка заучивать тексты. После второго – третьего  прочтения дети запомнят их сами. Важнее следить за правильной артику­ляцией и вовремя поправить ребёнка.
  • Работая над звуком, показывайте малышу букву, которой он обозначен. Ребёнок постепен­но усвоит, что звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и читаем.

 

Знакомство с художественным словом – одно из важнейших условий формирования речи детей. Родители должны создать и использовать ситуацию для чтения книг ребенку.

 Обратите внимание ребенка на состояние книги, на то, как надо с книгой обращаться, рассмотрите вместе иллюстрации в книге. Главное – заинтересовать ребенка содержанием книги. Используйте книги с множеством красочных и понятных иллюстраций.

Ребенку легче понять изображенную в рисунках ситуацию, чем простое словесное описание. Хорошо для этого использовать серии иллюстраций, где ребенок наглядно может установить последовательность изложения содержания.

        Рассказывание прочитанного, даже при понятном содержании, всегда представляет для ребенка трудность. В этом случае помощь оказывает игра. Возьмите игрушки, которые могут выполнять роли персонажей сказки. Пусть ребенок играет, комментируя свои действия. Можно использовать инсценировку. Игра поможет ребенку установить временную последовательность событий рассказа или сказки.

 Широко используйте беседы по прочитанному. Задавайте сначала вопросы в той последовательности, в которой идет изложение текста. Затем вопросы, касающиеся основного смысла прочитанного.

 Особенно трудно детям строить умозаключения. Здесь надо широко использовать личный опыт детей, подводить их к пониманию смысла. Поговорите о героях книги, дайте вместе оценку поступкам героев. Для этого можно еще раз прочитать отрывок из текста, где автор ярко описывает героя.

Учите детей устанавливать причинно – следственные отношения. Правильно отвечать на вопросы "почему?", "зачем?", "для чего?". Эти вопросы активизируют детей, подводят детей к усвоению новых понятий, развивают навыки устной речи.

        Постоянно следите за произношением слов, особенно трудных, малопонятных. Объясняйте значение неизвестных понятий, рассказывайте о незнакомых предметах. Обязательно следите за правильностью построения фразы, высказывания, подавайте пример собственной речью. Поощряйте правильную грамотную речь!

ЕСЛИ   РЕБЕНОК   НАЧАЛ   ЗАИКАТЬСЯ

 Заикание - такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением - судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.  Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз!

При остро возникшем заикании в первую очередь надо устранить ситуацию, травмирующую психику.  Нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых! Постарайтесь говорить неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.

          Задания для снятия нервного  напряжения   у   детей:

  • Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
  • Полезно петь, двигаться под музыку.
  • Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают   детей и укрепляют нервную систему.
  • Привлекайте детей к спокойным домашним делам.

Режим дня должен быть щадящим, но основная установка - ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение - не следует посещать шумные зрелищные мероприятия до шести лет. Домашний режим намного предпочтительнее детского сада.

В три года многие дети могут начать занятия с учителем - дефектологом.

Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.  В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать сказки.

Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверять специалистам.

Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы!!!

 

 

Дизартрия. Основные направления работы

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной  и просодической сторон речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Особенности логопедической работы при стертой форме дизартрии: вводится дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики.

1      Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата

*Открыть рот и закрыть- Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

*Открыть рот и закрыть.- Надуть щеки и расслабить.

*Открыть рот и закрыть.- Движения нижней челюсти вбок.

*Открыть рот и закрыть.- Втянуть щеки и расслабить.

*Открыть рот и закрыть. -Нижними зубами закусить верхнюю губу

*Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.

 

  • Гимнастика для напряжения и движения губ и щек

* Надувание обеих щек одновременно.

* Надувание щек попеременно.

* Втягивание щек в ротовую полость.

* Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.

* Оскал: губы растягиваются в стороны, обнажаются оба ряда зубов.

* Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).

*  Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.

*  Имитация полоскания зубов.

  3   Активная артикуляционная гимнастика - улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений:  развитие более тонких

 и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти.

 

4    Комплекс упражнений самомассажа кистей и пальцев рук:

  • игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
  • комплексы пальчиковых гимнастик;
  • формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
  • занятия с пластилином и ножницами;
  • подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями.

 

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка?

У ребёнка отдельные звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо? Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий. Необходимы ежедневные занятия по 5-15 минут.

 Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко.

 Автоматизация звука осуществляется по принципу: от простого к сложному и должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

 Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.

 Предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

 «Чего не стало?»

 Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями. Звуки в словах обязательно произносить чётко и правильно.

 «Что изменилось?»

 Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях. Важно контролировать звуки в словах.

 «Слова вокруг нас».                           

 Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

  «Найди ошибку».

 Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Внимание направлено не только на нужный звук в словах, но и на порядок и смысл произносимых слов в предложении.