Учимся писать

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. 

Артикуляторно-акустическая дисграфия:

Артикуляторно-акустическая дисграфия, отличается не только неразличением ряда звуков на слух, но и заменой их в устной речи ребенка. Наличие ошибок звуковых замен и неправильного проговаривания слов в устной речи приводит к ошибкам на письме. Ребенок себе диктует: сарф, лакета. Но некоторые хорошо знакомые при письме слова могут быть написаны правильно за счет опоры на зрительный образ слова.

Акустическая дисграфия:

Акустическая дисграфия характеризуется трудностями различения некоторых акустически близких звуков на слух и ведет к частым заменам на письме двух разных фонем (голова - колова, цветок - светок). Но в устной речи эти звуки не смешиваются.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

Дисграфия характеризуется трудностями анализа речевого потока. Ребенок не может в потоке устной речи выделить отдельные слова, чтобы потом разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. Соответственно при невозможности определить порядок букв и звуков в слове появляется нарушенная последовательность записи слов, фраз. Данная дисграфия выражается в искажении звуко-слоговой структуры слов:

  • Пропуски в согласных букв, особенно при их стечении (стол - тол, стрела - трела);
  • Пропуски гласных букв (трактор - трктор, картина - картна);
  • Вставка лишних букв ( стол» - стлол);
  • Перестановка букв (труба - турба, лампа - лапма).
  • Пропуски слогов (молоток - моток);
  • Добавление лишних слогов (молоток - молототок);
  • Перестановка слогов ( молоток» - мотолок).

Аграмматическая дисграфия:

Аграмматическая дисграфия, характеризуется несформированностью у ребенка грамматических систем, что на письме проявляется в неправильном употреблении согласовании слов, окончаний словпредлогов и пр. устной речи:

 «дети учится» (вместо «учатся») в школе»;

«шишка упала с деревом» (вместо «с дерева»);

 «грибы растут под елки» (вместо «под елкой»).

Дети с аграмматической дисграфией испытывают трудности в изучении склонений  имен существительных, прилагательных, числительных, а также усвоение правил согласования слов в роде, числе, падеже.

 Оптическая дисграфия:

Оптическая дисграфия связана с трудностью зрительного различения букв и усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему одинаковыми. Такие ошибки скорее всего возникают из-за несформированности у него зрительно-пространственных представлений и выражаются в заменах на письме оптически сходных букв (типа «ш» и «щ»), в зеркальном написании букв и в недописывании или искажении их элементов.

  • Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (и - ш, ц - щ, п - т, л - м);
  • Замены похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что в итоге приводит к замене самих этих букв (в - д, б - д, ш - т);
  • Недописывание элементов букв (И-У);
  • Зеркальное изображение букв (Е-З, С-Э).

 

 

  Б - П

 К данным словам добавьте приставку по. Запишите получившиеся слова.

  Белить - …, плакать - …, бороться - …, плыть - …, бродить - …,

беседовать - …, бежать - …, петь - …, бывать - …, благодарить - …,

будить - …, бегать - …, беспокоить - … .

  Б - П

 Измените слова так, чтобы после согласных б, п появился гласный.

зуб - …                         гриб - …                  хлеб - …                краб -…

карп - …                       столб - …                тулуп - …              куб - …

клуб - …                       дуб - …                   голубь - …             степь - …

 Б - П                  

Вставьте пропущенные буквы (б или п).

1)    …ок, …ол, су…, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка,    ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор,  о…ои

2)       …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …ро…олка, …о…итый, …оку…ка.

 Б – П                         

 Составьте  и запишите предложения по памяти.

Боря будет рисовать (петушок), (грибы), (павлин).

У Полины (барабан), (палочка).

Бабушка печет (пироги), (плюшки), (бублики).

Паша лепил (белочка), (грибы).

Папа покупает (пальто), (брюки).

   Б – П                           

 Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы (б или п).

 …олезно    …егать     …осиком. 

  …етя  и  …оря  ..о…ежали  по росе.

 Мы нашли под  …ерёзой  …елые   гри…ы.

 Мой  …рат   …оймал   …ольшую  ры..у.

 Клу…ок лежал, лежал да в лес  …о…ежал.

   Б – П     

Вставьте пропущенные буквы (б или п).

Осенью.

   Насту…ила  осень. Стоит ненастная  …огода.  Вчера  …одул  резкий ветер.

…олетели разноцветные листья. Я лю…лю  на…людать  листо…ад.  Вот с

…ерёзки летят светло-жёлтые листья,  …урые  листья  то…оля и ольхи. Ночь

те…ерь длинная. Улетают  …оследние  …ерелетные  …тицы.

Д - Т

Измените слова, добавив приставку до. Запишите получившиеся слова.

Топить - …  , таять - ..,  тянуть - ..,  держать - .., нести - .., пить - ….,

бежать -.., есть - .., тронуться - ..,  стучаться - ..,  терпеть - ..,   толочь - . ..

   Д - Т

Вставьте в слова пропущенную букву   д  или  т.

Трак…ор,  боро…а,  с…рела,   воро…а,  гра…усник,  заво…ной,  ве…ка, 

ве…ро,  пого…а, желу…и, моло…ок, о…еяло,  ве…ер, капус…а, пар…а,

у…очка,  …е…ра…ь,  …ож…ик, с…а…о,  …ру…но .

Д – Т        

К данным словам подберите проверочные слова так, чтобы после  согласных д, т появился гласный.

Запишите эти слова.

         Образец: куст – кусты

холод - …..                      лёд - ……                       билет - …….

халат - ………                    завод - …..                    рекорд - ……

город - ………                   гвоздь - ……..                  медведь - …….

пруд - ……..                      обед - ………                   ледоход - …

мост - ……..                      привет -………                 прут - ………..

след - ……..                       парад - ………                 груздь - ……..

крот - ………                       год - ……….                    брат - ……

енот - …….                        самолёт - ……                 град - ……..

 

   Д – Т       

 Вставьте пропущенную букву  д  или  т.

Сле…,  голо…,  кну…,  пру…, гра…, салю…,  заво…,  пило…,  огоро…,  са…,  виногра…,  сала…, плака…,  комо…,  сле…,  шокола…,  мармела…,  дроз…,  клёс…  .

  Д – Т    

 Спишите предложения, вставляя пропущенную букву д  или  т.

Де…и гос…или у …едушки в …еревне. Ребя…ишки пус…или ло…очку по во…е.  Наш горо… стои… на берегу реки.  Этот пру… бога… рыбой.  На …ропинке  мы уви…ели сле…ы.  Бабушка приго…овила обе… .

Д – Т    

Составьте из слов предложения. Запишите по памяти.

1.Идти, Таня, в, и, Даша, театр.

2.Дуть, в, холодный, октябрь, ветры.

3.Падать, листочки, с, последние, деревья.

4.Падать, листочки, с, последние, деревья.

5.Готовы, утки, к, дальним, перелеты.

6.Зимой, становится, дни, короче, ночи, а, длиннее.

7.Белки, любить, жёлуди, орехи, и.

В – Ф       

Вставьте в слова пропущенные буквы  в или ф.

1) …лакон, …агон, …орота,  …орона, …оробей, …орма, …рукты,  …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …орель, …етер, …ихрь,

2) ци…ра, про…од,  с…ёрток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ёр, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка

3) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланеле…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли

В – Ф       

Закончите предложения словами из скобок:

Варя сварила компот из (слива). Федя осветил дорогу (фонарь).

Вера надела фланелевую (кофта). У автомобиля не было одной (фара). Гости пили чай с фруктовыми (конфеты).

 Варя решила проветрить комнату и открыла (форточка).

 В – Ф      

 Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы в или ф.

В классе показы…али учебный …ильм. …аря надела шар… и  …арежки. У …анюши мехо…ая шубка. Улицу  ос…ещают  …онари.  У    …ити  но…ая  …уражка.

В – Ф        

 Составьте предложения из слов, запишите по памяти.

Форточка, Вера, закрывать.

Ночью, филин, видеть, хорошо.

У, ворота, вратарь, стоять.

Вера Фёдоровна, ставить, в, фиалки, ваза, фарфоровая.

В – Ф      

 Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы в или ф .

Вова и вороны.

Однажды   _о_а    шёл мимо  дере_а.    На    _етке    сидело шесть  _орон.   _о_а    _зял     _отоаппарат   и    с_отогра_иро_ал    _орон.  Когда мальчик пришёл домой и напечатал   _отогра_ии, то на карточке оказалось только пять   _орон.

-  Куда же спряталась шестая   _орона? - подумал  _о_а?

     К – Г      

 Вставьте в слова пропущенную букву  г или к.

У…ол, ва…он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень,…усто, …усты, …рафин, я…ода, …ро…одил, за…ад…а, с…аз…а .

К – Г      

Измените слова так, чтобы после согласного г или к появился гласный.

утюг - ……                            молоток - …….

листок - ……..                       берег - ……..

овраг - …….                           сапог - …….

галстук - ………                    клубок - ………

стог - ………                          каблук - ……..

К – Г       

Допишите недостающую в словах букву г или к

Сне…, кула…, творо…, пау…, ро…, столби…, замо…,  пиджа…, дру…, каблу…, шлан…, гон…, гама…, зна…, острово…, рыно…, плу…, клубо…, лу…, четвер…  .

К – Г    

   Ответьте на вопросы предложением. Запишите ответы.

Что на спине у верблюда?

Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

Что остаётся на столе после разрезанного хлеба?

Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зелёный массив в городе?

 К – Г       

 Вставьте в слова пропущенные буквы г или к .

На школьном участке.

Наступила весна. Солнце сильно …реет. Шумно бе…ут ручей…и.

На …олых вет…ах появились поч…и. Бри…ада ш…ольни…ов  на  о…ороде. Они  …опают  …ряды и  …отовят  …лумбы для цветов.

К – Г       

 Составьте предложения из данных слов, запишите по памяти.

Грызть, под, кость, собака, крыльцом.

Грелась, на, гадюка, солнышко.

Покрыто, кругом, снегом, всё.

Под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев.

Скворцы, из, тёплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются.

Ж - Ш  

Измените слова по образцу: водил – вожу.

водил - …….                      кружил - ………..                  сказал - ………..

писал - ……..                     махал - ………..                     спешил - ………

носил - ……..                     служил - ……..                      возил - ………

сидел - ……..                     положил - ……..                    сушил - …….

Ж - Ш  

Вставьте в слова пропущенные буквы ж или ш.

1) …уба, …ук, …ум, кра…а, …ивой, ви…ня, ли…ний, булы…ник, умно…ение, ве…алка, сло…ение, дви…ение, дол…ен, ти…е, бли…е, творо…ники, …ирный, бума…ный, …палы, кры…овник

2) …а…ки, мо…е…ь,  …ур…ал, …ивё…ь, ле…и…ь, …тани…ки, …ари…ь, ма…е…ь, …ме…ь, …ур…ит

Ж - Ш  

Измените слово так, чтобы после согласных ж или ш появился гласный.

Образец: малыш – малыши.

багаж - …….      голыш - …….     уж - ……         шалаш - ………

стриж - ……       этаж - ………     нож - ……       чиж - ………

ковш - ……        мышь - ……       сутаж - ….       мираж - …… 

ёж - ……             морж - ……       пляж - ….        витраж - …..

Ж - Ш  

Вставьте пропущенные буквы ж или ш.

Поду…ка, подру…ка, доро…ка, моро…ка, но…ка, луко…ко, ладо…ки, сере…ки, кро…ки, бума…ка, руба…ка, сторо…ка, кры…ка, избу…ка,  рома…ка, варе…ка, лепе…ка,  сапо…ки,  игру…ки,  пиро…ки.

Ж - Ш

Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках.

Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе.

Я (дежурить) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу.

Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на диване. Ты (мазать) хлеб маслом.

Ж - Ш     

Составьте из данных слов предложения, запишите по памяти.

Гриша, жёлтого, жука, нашёл, дорожка, на.

По, жеребенок, лужайке, бежал, рыженький.

Мы, и, жёлуди, нашли, в, положили, мешок.

Женя, жёлтым, раскрашивает, карандаш, кружок.

С – Ш 

Спишите слова, вставьте пропущенные в них буквы с или ш.

а) игру…ка, пё…стрый, …каф, кру…ина, кра…ивый, …катулка, …тальной,  …ить, голо…, маку…ка, ме…то, ри…к,  …агать, кро…ить, …крепка, камы…, плю…ка, пи…к, каранда…, вы…ивать, реди…ка, марты…ка, кро…ки,  …и…ка

б) …тра…но, пу…ит…тый, пу…ты…ка, …ме…инка, …у…ки, …о…тав, па…ту…ок, ма…ини…т, …у…трый, бес…тра…ный,

ве…ну…ки

 С – Ш 

Ответьте на вопросы предложением, запишите ответы.

Кто ведёт поезд?

Что светит днём?

Как называется человек, который пасёт стадо коров?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?

Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ?

Как называются маленькие крапинки на лице?

Как называется дорога, по которой едут машины?

С – Ш

Закончите предложение, вставив пропущенное слово с буквами с или ш.

Саша уступил место ………  .    Петушок, петушок, золотой ………   , масляна  ……….., шёлкова   ……………  .  Кошка сидит на ……….  и греется на  ……….  .  У Саши в диктанте всего одна  ……….  .  Ласточка свила гнёздышко под ……..  . Машины мчались по ……….  .

С – Ш 

Вставьте пропущенные буквы с или ш.

                                                           Шутка.

Ве…елая   …тару…ка                                        У…тала   …ить  …тару…ка

Ве…ь день …егодня  …ьёт.                              И  …ела у ворот,

За кругленькой кату…кой                                 А с кругленькой кату…кой

…ледит пу…и…тый кот.                                   Играть пу…тил…я  кот.

С – Ш 

Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

Саша, под, собирать, шишки, сосной.  Сухие, шелестят, под, листья, ногами.  Покрыты, пушистый, снег, кусты. В, спешит, Саша, школа. Полянке, на, лесной, ландыш, душистый, растёт. Сонина, рассказывает, бабушка, сказки, хорошо. Красную Шапочку, слушали, про, мы, сказку. Старушке, помогли, перейти, Саша и Шура, шоссе, через.

З – С   

 Вставьте в слова пропущенные буквы з или с.

…такан, …акон, …покойно, …ладкий, …лой, …абота, …лово, …доровье, …оловей, …а…лонка, …драв…твуй, …па…ибо, …анаве…ка, …а…тавить, …ано…а, пу…ырёк.

 З – С  

  Измените слово так, чтобы после согласных з или с появилась гласная.

Образец: вяз – вязы, лес – леса.

Глаз - …               пояс - …                насос - …….            автобус - …..

Нос - ……            арбуз - …..            водолаз - ……         трус - ……

Мороз - ….           груз - …..              вкус - ……              шлюз - …….

Грязь - ……..       заказ - ……           обоз - …..                компас - ……

З – С   

 Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова со звуками с или з.

Зазвенел  ……. , и ученики вошли в  ……. .

 Пошёл дождь, люди раскрыли …….   . 

Самолёт набрал  …..  .

На елку к детям пришёл Дед …….  . 

З – С    

Составьте предложения из данных слов.

За, собака, забором, залаяла.     

Зубы, у, разболелись, Сони, сильно.

За, собака, гналась, зайцем.        

Оборвалась, песня, внезапно, звонкая.

В, стог, змея, сена, уползла.       

Звонко, в, запел, саду, соловей. Лепестки, Соня, и, собирали, Зоя, роз.      

На, засверкала, кустах, роса.

 З – С       

 Вместо точек вставьте пропущенную букву з или с.

Зима.

   На…тупила …има.    Были …ильные  моро…ы.  …ина в…яла …анки и пошла на горку.     Она катала…ь на  …анках  с горки.    За ней бегала  …обака Тре…ор.       Не боит…ся  …ина  моро…а.

  З – С       

 Вставьте в слова пропущенные слоги за или са.

Пи…ма, ма…ли, вя…ли, по…ли, …ноза, …лейка, во…тый, ле…ли, ска…ли, са…ли, …студил, зар…вел, зар…ли, лу…йка, ба…р.

С-Ц           

Закончите слово, вставив  слоги:

 а) са или ца

ли…, ов…, пти…, колба…, лиси…, кури…, голо…, пугови…, мельни…, поло…, ле…, ули…

б) со или цо

ли…, коле…, яй…, про…, коль…

в) сы или цы

ве…, паль…, огур…, но…, ножни…, бу…, пугови…, глобу…, бой…, молод…, какту…, мельни…, колод….

С-Ц          

 Спишите слова, вставляя пропущенные буквы с или ц .

Ку…ок, …апля, по…адка, …епь, реди…ка, …веток, кури…а, фоку…, мельни…а, …такан, огуре…, …тук, ле…, яй…о, голо…, куни…а, …ундук, …веты, капу…та, …игейка, крыль…о, ака…ия, опера…ия, …тан…ия, …толи…а, гу…ени…а, …ахарни…а,

ме…я… .        

С-Ц    

Закончите предложения, вставив пропущенные слова с буквами с или ц.           

Зиме конец, летит ……  .     

Курица зовёт …  .    

Сахар хранится в ……  .

Лист в книге называется   …….    .   

Минск - …….. нашего  государства. 

Детёныш птицы называется  ……..  . 

Поезд подходит к  ……..   .

 В году двенадцать …….   .       

Сегодня целый день светит ……….   .       

С-Ц   

 Вставьте в слова пропущенные буквы с или ц .

Наши друзья.

   В …адах и на полях много на…екомых. Для деревьев о…обенно опа…ны гу…ени…ы. Гу…ени…ы …ъедают ли…тья. Деревья погибают. На…екомых поедают …квор…ы, …негири, …ини…ы и другие пти…ы. Зимой ребята помогают пти…ам. Они для пти… делают кормушки. В кормушки на…ыпают корм.   …ини…ы, …негири и другие пти…ы прилетают к этим кормушкам.  Пти…ы – наши друзья. Их надо беречь.