|
Самое главное в воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития. |
|
|
|
|
|
|
Самое главное в воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития. |
|
|
|
|
|
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ
КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Оказание помощи детям с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь хорошо организовано и находится под контролем государства. В Беларуси принят ряд специальных законодательных актов и сформирована соответствующая инфраструктура в виде медицинских, реабилитационных, коррекционных учреждений, специальных школ и т.п. Степень реализации этих возможностей всецело находится в зоне ответственности родителей таких детей. Именно родители несут персональную ответственность за состояние и судьбу своих детей. Степень принятия родителями такой ответственности в значительной мере предопределяется их личностными особенностями.
Личностные особенности родителей могут способствовать продуктивной работе психологов, врачей, дефектологов, других специалистов с «особенным» ребенком, а могут – препятствовать ей.
Родители невротического (тревожно-сензитивного) типа.
Им свойственна пассивная личностная позиция. У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблем ребенка и не развивается стремления к их преодолению. Они живут по принципу: «каким родился ребенок, таким и будет» и удовлетворяются тем, чему ребенок обучился самостоятельно, считая, что большего от него ждать нечего.
Родители невротического типа воспринимают ситуацию в трагических красках, гиперболизируют проблемы своего ребенка и отрицают саму возможность разрешения хотя бы их части. Они не проявляют готовности к активной деятельности; полагаются больше на внешние обстоятельства, чем на собственные усилия.
Эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям позитивно оценить свое будущее и будущее ребенка. Их собственная жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением аномального ребенка. Будущее их ребенка рисуется ими как бесперспективное.
В личности невротических родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. У них практически постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.
Уважаемые родители! Окружите своих детей вниманием, заботой и лаской, поверьте в свои силы и возможности своего ребёнка, и успех их обучения - обеспечен!
А когда заботишься и помогаешь с любовью, то раскрывается творческий потенциал и родителей и ребёнка.
Не бойтесь израсходовать до срока
Любви и знаний в вас хранящийся запас,
Чем больше сил вы отдаете детям,
Тем больше остается их у вас!
ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЬСТВА
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Часто причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того, чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух.
Работа по развитию фонематического слуха проводится поэтапно:
На первом этапе:
Для определения наличия звука в слове предлагаются упражнения:
На втором этапе:
проводится сопоставление (дифференциация) конкретных смешиваемых звуков
(С-Ш, З-Ж, Р-Л, В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К-Х, Ч-Ц и др.).
Для различения звуков в слове предлагаются упражнения:
Как правильно разучить скороговорку вместе с ребёнком?
Как выбрать загадку для ребёнка?
Загадка - это не просто развлечение и игра, а упражнение в рассуждении. Детей нужно учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приёмами отгадывания, а также учить доказывать правильность отгадки.
Есть несколько правил, которые помогут вам:
Учите ребёнка отгадывать загадки!
Как учить стихи?
Правильно учим скороговорки
Правильно учим стихи.
Знакомство с художественным словом – одно из важнейших условий формирования речи детей. Родители должны создать и использовать ситуацию для чтения книг ребенку.
Обратите внимание ребенка на состояние книги, на то, как надо с книгой обращаться, рассмотрите вместе иллюстрации в книге. Главное – заинтересовать ребенка содержанием книги. Используйте книги с множеством красочных и понятных иллюстраций.
Ребенку легче понять изображенную в рисунках ситуацию, чем простое словесное описание. Хорошо для этого использовать серии иллюстраций, где ребенок наглядно может установить последовательность изложения содержания.
Рассказывание прочитанного, даже при понятном содержании, всегда представляет для ребенка трудность. В этом случае помощь оказывает игра. Возьмите игрушки, которые могут выполнять роли персонажей сказки. Пусть ребенок играет, комментируя свои действия. Можно использовать инсценировку. Игра поможет ребенку установить временную последовательность событий рассказа или сказки.
Широко используйте беседы по прочитанному. Задавайте сначала вопросы в той последовательности, в которой идет изложение текста. Затем вопросы, касающиеся основного смысла прочитанного.
Особенно трудно детям строить умозаключения. Здесь надо широко использовать личный опыт детей, подводить их к пониманию смысла. Поговорите о героях книги, дайте вместе оценку поступкам героев. Для этого можно еще раз прочитать отрывок из текста, где автор ярко описывает героя.
Учите детей устанавливать причинно – следственные отношения. Правильно отвечать на вопросы "почему?", "зачем?", "для чего?". Эти вопросы активизируют детей, подводят детей к усвоению новых понятий, развивают навыки устной речи.
Постоянно следите за произношением слов, особенно трудных, малопонятных. Объясняйте значение неизвестных понятий, рассказывайте о незнакомых предметах. Обязательно следите за правильностью построения фразы, высказывания, подавайте пример собственной речью. Поощряйте правильную грамотную речь!
ЕСЛИ РЕБЕНОК НАЧАЛ ЗАИКАТЬСЯ
Заикание - такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением - судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.
Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру. Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз!
При остро возникшем заикании в первую очередь надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых! Постарайтесь говорить неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.
Задания для снятия нервного напряжения у детей:
Режим дня должен быть щадящим, но основная установка - ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение - не следует посещать шумные зрелищные мероприятия до шести лет. Домашний режим намного предпочтительнее детского сада.
В три года многие дети могут начать занятия с учителем - дефектологом.
Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание. В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать сказки.
Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверять специалистам.
Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы!!!
Дизартрия. Основные направления работы
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Особенности логопедической работы при стертой форме дизартрии: вводится дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики.
1 Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата
*Открыть рот и закрыть- Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
*Открыть рот и закрыть.- Надуть щеки и расслабить.
*Открыть рот и закрыть.- Движения нижней челюсти вбок.
*Открыть рот и закрыть.- Втянуть щеки и расслабить.
*Открыть рот и закрыть. -Нижними зубами закусить верхнюю губу
*Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.
* Надувание обеих щек одновременно.
* Надувание щек попеременно.
* Втягивание щек в ротовую полость.
* Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
* Оскал: губы растягиваются в стороны, обнажаются оба ряда зубов.
* Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
* Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
* Имитация полоскания зубов.
3 Активная артикуляционная гимнастика - улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений: развитие более тонких
и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти.
4 Комплекс упражнений самомассажа кистей и пальцев рук:
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка?
У ребёнка отдельные звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо? Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий. Необходимы ежедневные занятия по 5-15 минут.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко.
Автоматизация звука осуществляется по принципу: от простого к сложному и должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.
Предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове.
«Чего не стало?»
Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями. Звуки в словах обязательно произносить чётко и правильно.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях. Важно контролировать звуки в словах.
«Слова вокруг нас».
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.
«Найди ошибку».
Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Внимание направлено не только на нужный звук в словах, но и на порядок и смысл произносимых слов в предложении.