Здоровый образ жизни

28 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С БЕШЕНСТВОМ

развернуть

профилактика бешенства

 

 

Даже пушистый друг может быть опасен!

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ

развернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ
Учитывая распространенность нарушений опорно-двигательного
аппарата среди детей и подростков, рост количества подобных нарушений
в период их обучения в учреждениях образования, а также значимость для
формирования здоровья ребенка, профилактика данных нарушений у
детей является важной задачей.
Под влиянием различного рода нагрузок нарушения опорно-
двигательного аппарата прогрессируют, постепенно приобретают стойкий
характер, что приводит к деформации скелета, сопровождающейся болями
в мышцах и суставах, смещением внутренних органов.
У детей с нарушениями осанки, как правило, снижена жизненная
емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что
неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем и, как следствие, может привести к недостаточному
снабжению кислородом головного мозга.
Привычка сутулиться может спровоцировать начало сколиоза или
юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в
соединительной ткани.
Сформированные дефекты позвоночного столба и стопы после
окончания полового созревания и окончания роста исправить
консервативными способами невозможно. Поэтому оптимальное время
профилактических воздействий – период интенсивного роста ребенка.
Скачки развития нарушений опорно-двигательного аппарата чаще
всего происходят в периоды интенсивного роста ребенка. Это возраст с 5
до 7 лет и с 12 до 16 лет, который совпадает с периодом полового
созревания.
Плоскостопие у детей также является достаточно серьезной
проблемой. Здоровая стопа – это первично-системный элемент удержания
тела в вертикальном положении. Уменьшение физиологических изгибов
позвоночника, особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к
постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости,
головным болям, нарушениям памяти и внимания.
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей и
подростков в период их обучения в учреждениях образования
обеспечивается взаимодействием педагогических работников,
медицинских работников и родителей (законных представителей)
обучающихся.
Организация оказания медицинской помощи в учреждениях
образования осуществляется в соответствии с приказом Министерства

2

здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2023 г. № 1925
«Об обеспечении оказания медицинской помощи обучающимся в возрасте
до 18 лет».
Фактический объем работ, выполняемых медицинскими
работниками в учреждениях образования, зависит от типа (вида)
учреждения образования, возраста и контингента обучающихся, режима
работы учреждения образования.
Основные направления деятельности медицинских работников в
учреждениях образования:
динамическое наблюдение за условиями обучения и воспитания
обучающихся в организованных коллективах;
работа по формированию здорового образа жизни у обучающихся;
разработка мер совместно с администрацией учреждения
образования по снижению заболеваемости, травматизма и укреплению
здоровья обучающихся;
контроль совместно с руководителем учреждения образования
соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в
учреждениях образования;
определение противоэпидемических мероприятий.
В рамках своих обязанностей медицинские работники
осуществляют контроль за рассаживанием обучающихся в группах,
классах (соответствие мебели росту, строению и особенностям развития
опорно-двигательного аппарата обучающегося), освещением помещений
(естественное и искусственное), в которых осуществляется
образовательный процесс, соблюдением зрительного и двигательного
режима, организацией питания, физического воспитания, дают
рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям)
по формированию здорового образа жизни, закаливанию и оздоровлению
с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей развития ребенка.
Специалисты учреждений государственного санитарного надзора
осуществляют надзор за выполнением соответствующих положений,
установленных:
общими санитарно-эпидемиологических требованиями к
содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений),
изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам
хозяйствования, утвержденными Декретом Президента Республики
Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»;
специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к
содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа
2019 г. № 525;
санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений

3

общего среднего образования», утвержденными постановлением
Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря
2012 г. № 206;
санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений
дошкольного образования», утвержденными постановлением
Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г.
№ 8.
Педагогическая составляющая по профилактике нарушений
опорно-двигательного аппарата у детей и подростков направлена на
обеспечение в учреждениях образования здоровьесберегающей среды, что
реализуется посредством выполнения требований законодательства в
области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также
формирования у обучающихся правильных поведенческих привычек, в
том числе правильной рабочей позы и привычки соблюдать оптимальное
расстояние от глаз до рабочей поверхности.
В учреждениях образования для решения задач физического
воспитания должно использоваться разнообразное стационарное и
переносное спортивное оборудование, инвентарь для организации и
проведения физических упражнений и спортивных игр в рамках
физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Основные требования к правильной рабочей позе во время уроков,
занятий (игр) – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также
симметричное положение тела. Правильная симметричная посадка
производится последовательно, начиная с положения стоп:
стопы в опоре на полу;
колени на одном уровне (в голеностопных, коленных и
тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом);
равномерная опора на обе половины таза;
туловище периодически опирается на спинку стула;
между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит
ладонь);
голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около
30 см;
предплечья симметрично и свободно лежат на столе, плечи
симметричны;
при письме – положение тетради под углом 30 градусов, нижний
левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен быть ориентирован
на середину груди.
С целью снижения объема статических нагрузок на опорно-
двигательный аппарат обучающихся в процессе уроков, занятий (игр)
педагогическим работникам необходимо предусматривать включение в
образовательный процесс различных ситуаций, методов, приемов,

4

направленных на снижение физиологической и психологической
затратности образовательного процесса, которые предусматривают:
увеличение объема двигательной активности обучающихся во время
уроков, занятий (игр);
включение в содержание урока, занятия (игры) элементов активной
и пассивной профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и
зрительного утомления;
создание дополнительных возможностей для работы в позе стоя (для
учащихся), предусматривающих смену деятельности, места организации
занятия (игры) (за столом, на ковре, у доски и пр.) (для воспитанников);
повышение познавательной активности в ходе урока, занятия (игры);
снижение уровня тревожности обучающихся.
Укрепление мышечно-связочного аппарата детей и подростков
обеспечивается в рамках реализации содержания образовательной области
«Физическая культура» учебной программы дошкольного образования в
разных возрастных группах воспитанников, учебного предмета
«Физическая культура и здоровье»; двигательной активностью в режиме
дня; в ходе организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-
массовой работы; правильно организованной досуговой деятельности.
В образовательном процессе учреждений дошкольного образования
(в рамках организации специально-организованной и
нерегламентированной деятельности) возможно использование различных
игровых методов и приемов, тренажеров и приспособлений для
формирования правильной осанки.
Педагогическим работникам необходимо обращать особое внимание
на обучающихся, которые жалуются на головные боли, становятся
раздражительными, быстро устают. Эти проявления могут быть
следствием чрезмерного напряжения цилиарной мышцы при длительной
работе на близком расстоянии и спазма аккомодации, который
сохраняется в течение длительного времени и, как правило, усугубляется
неудовлетворительным общим состоянием ребенка.
В данной ситуации первоочередным профилактическим
мероприятием является личностно-ориентированный подход к
обучающимся и коррекция объема учебной нагрузки с учетом возрастных
и физиологических возможностей каждого конкретного ребенка.
На родительских собраниях воспитатели дошкольного образования и
классные руководители должны обращать внимание родителей (законных
представителей) обучающихся на солидарную ответственность за охрану
здоровья детей и отмечать необходимость взаимоконтроля и
преемственности в действиях семьи и учреждения образования.
Семья является наиболее значимым социальным фактором,
определяющим процесс формирования (сохранения) здоровья

5

обучающихся, поскольку именно в семье у ребенка складываются навыки
и поведенческие стереотипы, оказывающие влияние на здоровье, а также
индивидуально-психологические качества, определяющие отношение к
здоровому образу жизни. Наиболее зависимыми от семейных факторов
являются девочки, так как они, как правило, повторяют материнские
установки по сохранению и поддержанию здоровья.
При изучении влияния внутрисемейной среды установлено, что
дети, условия жизнедеятельности которых получали отрицательную
гигиеническую оценку, достоверно чаще имели патологию со стороны
зрительного анализатора и костно-мышечной системы.
Можно выделить основные составляющие условий и образа жизни
ребенка, оказывающие значительное влияние на его здоровье:
образ жизни родителей;
внутрисемейная атмосфера;
качество питания;
организация личного пространства ребенка в квартире;
режим дня;
качество организации досуга.
Поэтому образ жизни и поведение родителей должны определяться
осознанием здоровья как ценности и целенаправленными действиями по
его поддержанию и укреплению.
Преобладание статического компонента в досуговой деятельности,
низкая физическая активность неизбежно приводят к ослаблению общего
мышечного тонуса.
Следует учесть, что негативные эмоции, появление у ребенка
чувства вины за совершенные им действия способствуют формированию
неправильной осанки. Неправильная осанка постепенно становится
привычной и может закрепиться.
Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они
создают условия для заболевания не только позвоночника, но и
внутренних органов.
Для развития у ребенка нарушений опорно-двигательного аппарата,
как правило, необходимо сочетание трех условий: предрасположенности,
подверженности и наличия внешнесредовых провоцирующих факторов,
поэтому первоочередная задача родителей – создание профилактического
пространства в семье.
Наряду с мероприятиями по профилактике нарушений опорно-
двигательного аппарата, большое значение имеет воспитание у детей и
подростков активного отношения к формированию устойчивых навыков
здоровьесберегающего поведения. Эта работа выполняется во
взаимодействии медицинской, педагогической, психологической и
внутрисемейной составляющих. При этом семье принадлежит приоритет

6

в:
обеспечении оздоровительной среды и консолидации отношения
членов семьи к формированию здоровья;
воспитании осознанного принятия ребенком ценностей здорового
образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними;
исключении факторов социального риска внутри семьи;
определении траектории образования ребенка, объема
дополнительного обучения и прогнозировании последствий умственных,
физических и эмоциональных перегрузок;
ограничении времени на досуговые занятия с преобладанием
статического компонента и нагрузкой на зрительный анализатор
(просмотр телевизионных передач, использование компьютера, гаджетов
в досуговой деятельности и т.п.);
контроле за выполнением адресных профилактических мероприятий
и врачебных назначений;
организации полноценного питания;
формировании правильных пищевых предпочтений, основанных на
выработке у детей и подростков соответствующей мотивации пищевого
поведения, характеризующейся ориентацией на неупотребление
различных продуктов системы «fast foods», чипсов, газированных
напитков и т.п.;
формировании потребности в физической активности.

7

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ
(рекомендации для родителей)

Неправильная осанка – это не только функциональное состояние или
пагубная привычка, а анатомо-функциональное состояние
опорнодвигательного аппарата организма. Одним из факторов риска
является низкая силовая выносливость всех мышц, другим – значительная
разница в показателях выносливости мышц спины и брюшного пресса.
Определенное значение может иметь анатомическая несостоятельность
костей стопы, так как ребенок, уставая, меняет опорную конечность и
может стоять практически на одной ноге, разгружая другую. Тем самым
меняется положение позвоночника и создается асимметрия мышц правой и
левой половины тела.
Основным средством профилактики нарушений осанки является
физическая культура, которая понимается в широком смысле и включает в
себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также
гимнастические упражнения. Общий и статико-динамический режимы
должны быть обеспечены ребенку дома, а гимнастические упражнения
необходимо выполнять, как в домашних условиях, так и в условиях
учреждения образования или детской поликлиники под руководством и
контролем квалифицированного методиста или врача лечебной
физической культуры.
Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения
позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.
Основные профилактические мероприятия
Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с
невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на
мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на
спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком». Сон должен быть не
менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении. После обеда
ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых
мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.
Рабочее место (место для игр, занятий) ребенка в домашних условиях
должно быть правильно организовано, хорошо освещено.
Основные требования, предъявляемые к мебели:
высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего
ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на
локоть, то средний палец должен быть на уровне наружного угла глаза);
высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью

8

образовался угол 90 0 ;
обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать
дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом
положении.
Необходимо контролировать рабочую позу ребенка во время письма
и чтения, обучения, занятий игровой деятельностью за столом,
чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних
заданий, режим работы за компьютером, использование гаджетов, отдых
ребенка.
Следует бороться с неправильными позами, такими, как:
косое положение плечевого пояса при письме;
левая рука свешена со стола;
косое положение таза;
ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу;
ребенок стоит с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в
колене.
Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в
одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак.
Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).
Освободить ослабленного ребенка, имеющего нарушения осанки, от
дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или
асимметричной статической позой.
Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку.
Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания,
насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами,
которые нужно преодолеть.
Обеспечить активный отдых ребенка в свободное время с
максимальным пребыванием на свежем воздухе.
Обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически
полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов,
богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и
др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда,
овощей, ягод и фруктов.
Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить
сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться
причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого
обмена.

9

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

(рекомендации для родителей)

С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально
целесообразное анатомическое строение и выполняет ряд важных
функций: опорную, двигательную, балансировочную. Уплощение свода
стопы влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие,
как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения
осанки. Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее
продольного или поперечного свода. По данным разных авторов,
плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. В большинстве случаев эта
деформация стопы является приобретенной, так как врожденная плоская
стопа является следствием нарушения развития плода и встречается редко.
По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и
поперечное. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес,
наследственно-конституциональная предрасположенность, слабость
мышечно-связочного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно
подобранная обувь и др.
В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость
в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или
статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация
стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее
стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая
нагрузка, стопы отекают.
Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная
деформация, при которой опора происходит на внутренние свод с
отделением переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе
отклоняется пятка и передний отдел стоп кнаружи в виде буквы «Х»,
появляются болевые точки:
на подошве, в центре внутреннего продольного свода;
на тыльной поверхности стопы;
под лодыжками;
в мышцах голени, вследствие их перегрузки;
в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением
нормальной биомеханики статики и динамики;
в области поясницы.
В целях профилактики плоскостопия необходимо выполнение
комплекса мероприятий.
Предохранение детей от хронических, часто и длительно
протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а

10

значит, и к ослаблению мышц туловища и конечностей, в том числе стоп.
Необходимо правильно организовать режим ребенка с максимальным
использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по
неровному грунту, в чередовании с ходьбой по траве, песку (в теплое
время года), использование специальных «дорожек здоровья» с разной
поверхностью (гладкая и выпуклая), закаливание стоп и др.).
Обучение детей рациональным навыкам ходьбы (правильное
распределение площади опоры и центра тяжести).
Обеспечение обувью, отвечающей гигиеническим требованиям.
Обувь для детей должна:
соответствовать температуре и времени года, виду деятельности
ребенка;
обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;
обладать эластичностью, не стеснять движения ребенка;
быть достаточно прочной и устойчивой;
соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую прокладку и
достаточное пространство для пальцев;
каблук должен быть не более 2-4 см для равномерного распределения
веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви
на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона тела и
соответственно к нарушению осанки тела с искривлением позвоночника).
Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата
стоп ребенку важно:
не носить мягкую обувь, например, чешки, мягкие сандалии без
задника, а также обувь с низким носком;
не носить обувь на босую ногу, оберегать стопы от механических
воздействий;
обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной
потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей
(шерсти, хлопка), либо с максимальным вложением натуральных волокон,
быть гигроскопичными и соответствовать размеру стопы.
Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает
статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного
фиксированного положения стопы.
Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный
двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и
закаливанием.
В домашних условиях можно периодически проводить курс
профилактики в виде контрастных ножных ванн в течение двух недель.
Для этого используются две емкости с горячей (40-45 0 С) и холодной (20-
22 0 С) водой. Попеременно погружая на 10 секунд то в горячую, то в

11

холодную воду в течение 10-15 минут, тренируются мышцы и сосуды
нижних конечностей.

УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОДОЛЬНОГО
И ПОПЕРЕЧНОГО ПЛОСКОСТОПИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ИСХОДНЫХ

ПОЛОЖЕНИЯХ

Упражнения в ходьбе:
ходьба на носках;
ходьба на наружном своде стопы;
ходьба «гусиным шагом»;
ходьба на носках в полуприседе;
ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;
ходьба на носках с высоким подниманием бедра;
ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев;
ходьба по ребристой доске;
ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек;
ходьба по наклонной плоскости на носках;
ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы;
танцевальные шаги на носках и др.
Упражнения из исходного положении стоя:
приподнимание на носках на обеих ногах и попеременно на каждой
ноге;
перекат с пятки на носок и обратно;
полуприсед и присед на носках;
полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе;
поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног и др.
присед, стоя на гимнастической палке;
Упражнения из исходного положении сидя:
сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно;
сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;
сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой;
сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;
сед по-турецки;
захватывание пальцами матерчатого коврика;
перебрасывание (прокатывание) друг другу мячей ногами.
Упражнения из исходного положения:
лежа, оттягивание носков;
лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;
лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами

12

друг друга, отведение и приведение стоп в области пяток с упором на
переднюю часть стопы;
лежа, круговое движение стоп;
лежа, скольжение стопой по голени другой ноги;
лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках;
лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя;
лежа, плавание стилем «кроль».
Упражнения для занятий подбираются с учетом возрастных
особенностей развития ребенка, содержания образовательной области
«Физическая культура» учебной программы дошкольного образования,
учебного предмета «Физическая культура и здоровье».
Кроме этого, полезно летом чаще ходить босиком по песку, воде,
мелкому (крупному) гравию, кататься на велосипеде, зимой кататься на
лыжах. Рекомендуются занятия плаванием, спортивными играми с мячом,
лыжным спортом.
Необходимо уделять внимание закаливанию и общему
двигательному режиму, воспитывать навыки правильной осанки и
правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ:
«Сборщик» – собрать пальцами ног носовой платок и перенести его с
одного места на другое (можно использовать любые мелкие предметы,
листы бумаги).
«Гусеница» – кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке,
пересечет контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку
«Художник» – сидя на стуле (гимнастической скамейке), захватить
между первым и вторым пальцами ног карандаш и нарисовать на листе
бумаги «картину»;
«Барабанщик» – сидя, постукивать пальцами стоп по полу.
«Эквилибрист» – сидя, прокатывать теннисный мяч вправо-влево и
по кругу областью внутреннего продольного свода правой, затем левой
стопы.
«Кораблик» – сидя, перекатывать теннисный мяч между сводами
стоп, держа ноги на весу (кто дольше).
«Маляр» – сидя, поглаживать областью внутреннего продольного
свода одной стопы по голени другой стопы и др.

13

Литература:
Боковец, Ю.В. Стройность и красота: содержание работы по
обучению, воспитанию и формированию правильной осанки у детей
дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного
образования / Ю.В.Боковец. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015.

свернуть

Недели профилактики употребления несовершеннолетних ПАВ

развернуть

В рамках плана мероприятий по профилактике употребления несовершеннолетними ПАВ, их аналогов и наркотических средств 30.01.2024 для учащихся 7 классов проведён устный журнал "Скажем наркотикам "НЕТ". В ходе мероприятия обучающиеся закрепили в сознании понимание того, что здоровье - это важно, обогатили свои знания о вреде наркотиков и его пагубном влиянии на организм человека, узнали, какие этапы и признаки наркотической зависимости существует.

31.01 2024г. в 5-х классах был проведен тематический классный час на тему ,,Пагубные привычки". Цель: формирование у учащихся школы негативного отношения к табакокурению, к употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жизни.

31 января 2024 года в рамках недели профилактики употребления несовершеннолетних ПАВ и их аналогов, наркотических средств" с учащимися 11 классов прошла профилактическая беседа "Путь в бездну". С подростками освещались вопросы об уголовной ответственности за хранение, распространение и употребление психоактивных веществ. О том, как суметь отказать, если предлагают употребить наркотики, об ухудшении здоровья при употреблении наркотиков: снижение иммунитета, поражение печени и мозга, нарушении психики. Подростки активно включились в беседу, определив, что необходимо вести здоровый образ жизни, где нет места наркотикам!

31 января 2024 года в рамках недели профилактики употребления несовершеннолетних ПАВ и их аналогов, наркотических средств" с учащимися 6 классов проведена профилактическая беседа "Наркотики- то мы о них знаем". Учащиеся обсудили, что относится к ПАВ, как они влияют на организм человека, освещались вопросы об уголовной ответственности.

В 1классах прошел тематический час "Вредные привычки: стоп наркотики"
Ребята поговорили о ЗОЖ, о вредных привычках, нарисовали плакаты "Стоп наркотики"

31 января в 9 классах прошел классный час «Твой выбор-жизнь». Цель: пропаганда здорового образа жизни, формирование у подростков правового сознания и негативного отношения к вредным привычкам, профилактика употребления ПАВ.

8 А класс Час общения " Преступление и подросток" в рамках недели профилактики употребления ПАВ и их аналогов
Цель: информировать о наказании за употребление, распространение

02.02.2024 была проведена общешкольная профилактическая антинаркотическая акция "В будущее с надеждой!". Активисты ОО "БРСМ" распространили листовки среди учащихся, призывая всех отказаться от вредных привычек и выбрать правильный путь в будущее.

02.02.2023г.в 8 « Б» классе был проведён классный час по профилактике наркомании «Скажи наркотикам – НЕТ!»
Задачи:
1. Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек.
2. Умение противостоять давлению сверстников.
Цель: профилактика вредных привычек у учащихся.
- Разъяснить негативное влияние наркомании на здоровьемолодых людей;
- Раскрыть последствия наркомании для здоровья человека,показать актуальность и значимость проблемы наркомании как для
отдельной личности, так и для общества;
- Способствовать воспитанию отрицательного отношения к
наркомании;
- Побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников;
- Развивать критическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию.

 

свернуть

декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом, сегодня обучающиеся из 9 и 11 класса посетили ГУО "Слуцкий социально-педагогический центр"

развернуть

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом, сегодня обучающиеся из 9 и 11 класса посетили ГУО "Слуцкий социально-педагогический центр", где им рассказывали про ВИЧ -инфекцию, как она далее перерастает в СПИД. Также говорили про тесты на ВИЧ и показывали как ими пользоваться. Делились теориями об этом заболевании. В конце ребята играли, отвечали на вопросы и делали красные ленточки -символ протеста против дискриминации и общественной изоляции ВИЧ-инфицированных людей.

свернуть

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом

развернуть

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом

Ежегодно во всём мире 1 декабря отмечают Всемирный день борьбы со СПИДом, который посвящён распространению информации о пандемии СПИДа, распространяющейся путём распространения ВИЧ-инфекции, и оплакиванию тех, кто умер от этой болезни. По оценкам, 40 миллионов человек во всём мире умерли от СПИДа с 1981 года, и, по оценкам, 37 миллионов живут с ВИЧ, что делает это заболевание одной из самых важных проблем глобального общественного здравоохранения в истории человечества. Несмотря на недавние улучшения в лечении, эпидемия СПИДа по-прежнему уносит около двух миллионов жизней каждый год, из которых более 250 000 - дети. Красная лента на лацкане - наиболее широко известный способ выразить свою поддержку во Всемирный день борьбы со СПИДом. Красный цвет символизирует кровь и боль, вызванную болезнью, гнев по поводу глобального бездействия в борьбе с эпидемией, предупреждение о серьезном отношении к болезни и символ любви, страсти и терпимости по отношению к тем, кто страдает от болезни. Однако этот символ не сразу получил статус официального для Дня празднования борьбы со СПИДом. Всеобщее признание он получил только летом 2000 года, в ходе проведения церемонии «Tony Awards». С тех пор ежегодно 1 декабря каждый человек, который желает выразить свою солидарность с идеей празднования этого дня, прикалывает к своей одежде красную ленточку.

Наша школа не стала исключением и приняла участие в акции "Красная ленточка".Актив ОО"БРСМ" 10 классы раздавал всем красную ленточку и информационную брошюру в знак солидарности с днём борьбы со СПИДОМ

свернуть

Дискуссия "Путь к свободе: жизнь без табака!" в рамках дня отказа от курения.

развернуть

16 ноября в 11 -х классах прошла дискуссия "Путь к свободе: жизнь без табака!" в рамках дня отказа от курения.Ребята задавали вопросы и получили совет "Как бросить курить?", получили ответы на вопросы, вреден ли табачный дым, актуальна ли тема курения в современном мире

4Б класс/ "Курить- здоровью вредить"/16.11.2023/26 человек.
В 4 Б классе прошло мероприятие, посвященное единому дню против курения "Курить - здоровью вредить". Ребята обсудили пагубность привычки, отправились в виртуальное путешествие по органам курящего человека, узнали, какие последствия и болезни возникают у курящего человека, нарисовали свое отношение к курению.
Присутствовали 26 человек

16.11.23 в 8"Б" классе прошел классный час «Скажем курению - НЕТ!»
Цель: формировать у учащихся отрицательное отношение к курению и потребность в здоровом образе жизни.

Задачи:
-познакомить учащихся с последствиями курения; -формировать у учащихся потребность противостоять вредным привычкам;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки и здоровье;
-способствовать выработке отрицательного отношения к табакокурению.

16.11 в 7х классах прошёл Единый день здоровья " Всемирный день некурения. Профилактика онкологических заболеваний "
Цели: ознакомить учащихся с последствиями курения; повышения уровня информированности в отношении пагубных последствий потреблений табака, приводящих к возникновению зависимости и ряда серьёзных заболеваний

свернуть

Единый день здоровья «Всемирный день некурения. Профилактика онкологических заболеваний».

16.11.2023
развернуть

Актив ООО "БРСМ" провел акцию к Единому дню здоровья: «Всемирный день некурения.
Профилактика онкологических заболеваний». Где ребята задавали различные вопросы обучающимся о вреде курения, а также вручали им листовки с информацией: какие изменения происходят в организме после отказа от курения. Пять шагов, чтобы бросить курить.

свернуть

акция "Радуга хорошего настроения"

развернуть

10 октября актив ОО"БРСМ"совместно с активом ОО"БРПО" провел акцию "Радуга хорошего настроения"ко дню психологического здоровья ". Ребята и взрослые смайликами показали свое настроение,получили заряд положительных эмоций

свернуть

Профилактика пьянства и алкоголизма среди  обучающихся

развернуть

В 5 "А" классе прошёл классный час "здоровье - это жизнь". Учащиеся обсудили, что такое ЗОЖ, как прекрасно жить без вредных привычек.

В 6 классах прошёл классный час "Личность и алкоголь" , ребята назвали причины употретребления алкоголя, обсудили пагубные последствия, предложили возможные способы удовлетворения потребностей без алкоголя, развеяли мифы о "полезности" алкоголя.

26.01.2023 года нашу школу посетила детский врач -психиатр- нарколог Синякова Оксана Алексеевна. Она провел профилактическую беседу с обучающимися 8 классов по теме «Последствия употребления алкоголя».
Врач-нарколог провела беседу в доступной для детей форме, она обратила внимание на то, что алкоголизм в детской и подростковой среде давно превратилась в глобальную для всего человечества проблему. Детей нельзя оградить от алкоголя, но научить их сознательно отказываться от него можно и нужно. Ребята узнали о вреде употребления алкогольных напитков. Алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Данная профилактическая беседа была нацелена не только на информирование, но и на формирование навыков готовности применять эти знания в каждой конкретной жизненной ситуации, популяризацию здорового образа жизни.

25 января в 5- 6 классах была проведена дискуссия " Пьют родители - страдают дети." Дискуссия прошла в форме доверительной беседы. Учащиеся смогли получить ответы на интересующие их вопросы. Цель мероприятия: объяснить ребятам, что алкоголь - это путь в никуда. Что пьющий человек, приносит несчастье не только себе, но и своей семье. Страдают дети!!! А семья - это счастье, радость, забота и жизнь! К такому выводу пришли ученики в результате дискуссии.

Час информирования "Алкоголь:правда и вымысел" 9 а класс
Цель: формировать осознанное отрицательное отношение к алкоголю

 

свернуть

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ 

развернуть

23 ноября Марина Александровна Лесникова, старший инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Слуцкого РОЧС провела встречу с обучающимися 6 классов по вопросам противопожарной безопасности. Ребята активно отвечали на вопросы, приняли участие в интерактивной игре. В конце мероприятия были вручены призы.

25 ноября прошел диспут с обучающимися 11 классов с целью профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. Ребята были ознакомлены с состоянием преступности среди несовершеннолетних в Слуцком районе за 10 месяцев 2022 года, получили ответы на поставленные вопросы.

26 ноября на заседании клуба "Родительские университеты" законные представители обучающихся 10 классов обсудили аспекты безопасности своих детей в киберпространстве.

26 ноября в рамках "Родительского университета" в 6-х классах прошла беседа " Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи". Цель: формирование психолого-педагогической культуры законных представителей, осознание значения семьи как персональной микросреды жизни и развития ребенка

26 ноября в рамках "Родительского университета" прошло родительское собрание с элементами тренинга по теме: "Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка". Цель собрания: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в формировании психологически здоровой личности ребёнка.

В рамках проведения недели по профилактике правонарушений, пионерами и активистами ОО "БРПО" и ОО "БРСМ" была проведена акция "Молодёжь против преступности", где обучающимся предлагалось под данным выражениям наклеить соответствующий смайлик.

Классный час " Молодежь против преступности" в 5-6 классах ( профилактика правонарушений).
Цель: воспитание у школьников правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности, закрепить знания учащихся о понятиях " шалость" , " преступление" , " правонарушение" , учиться их различать

Классный час" Поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций" 9 Б класс (профилактика правонарушений)

Кл.час 7 классы Профилактика преступлений и правонарушении

В 10 а классе прошел классный час на тему "Подросток и закон",где ребятам была предоставлена статистика по совершенным преступлениям и правонарушениям.

В 4 классах прошло мероприятие по профилактике правонарушений " Моя жизнь в моих руках"

свернуть

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом "Молодёжь против СПИДа",

развернуть

Активисты ОО "БРПО" и ОО "БРСМ" активно поддержали акцию 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом "Молодёжь против СПИДа", обучающие распространяли информационные листовки и крепили красные ленточки в знак солидарности в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДа.

свернуть

Акция "Чистый Двор!"

развернуть

 учащиеся 5 "А" класса вышли на территорию школы для уборки листвы. Ребята работали с удовольствием на свежем воздухе и получали удовольствие от работы и общения. У всех было прекрасное настроение.

 учащиеся 6 Б класса вышли на территорию школы, чтобы убрать листву. Ребята работали с удовольствием, дело спорилось. У всех было прекрасное настроение. Цель: привить любовь к труду, своими усилиями навести чистоту во дворе школы, воспитывать бережное отношение к труду других людей.

 

свернуть

Соревнования по футболу "Кожаный мяч"

развернуть

1 место "Кожаный мяч" среди девочек 2011-2012 год рождения

свернуть

Отчет о проведении месячника по пропаганде среди несовершеннолетних позитивных путей разрешения стрессовых и конфликтных ситуаций, а также недопустимости посягательств на собственную жизнь и здоровье (10.09.2022 – 10.10.2023)

развернуть

5 октября в Слуцком РОВД подростки, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, получили ответы на интересующие их вопросы от начальника милиции общественной безопасности Семёновича А.А. и начальника инспекции по делам несовершеннолетних Дедка А.В. Также профилактическую беседу с собравшимися провела врач-нарколог-психиатр (детский) Синякова О.В. После встречи ребята имели возможность ознакомиться с условиями содержания задержанных в ИВС Слуцкого РОВД.

4 октября в рамках месячника пропаганды позитивных путей выхода из сложных жизненных ситуаций был проведён круглый стол "Риск и рискованное поведение" с ребятами 9 классов.

В рамках месячника по пропаганде среди несовершеннолетних позитивных путей разрешения стрессовых и конфликтных ситуаций прошел конкурс рисунков (среди 3-8 классов) жизнеутверждающего характера.
🎨Призовые места:
1. Дайняк София 5а "Жизнь прекрасна!" - 
2. Шаянович Мария 5в "Чем сильнее дождь - тем ярче солнце" - 
3. Стрижова Надежда 8а "Твой выбор - твоя жизнь" - 

07.10. 2022 в рамках месячника по пропаганде среди несовершеннолетних позитивных путей разрешения стрессовых и конфликтных ситуаций, в фойе первого этажа прошла акция " Рука в руке" совместно с активистами ОО "БРСМ". Обучающимся предоставлялась возможность отразить с одной стороны свои мечты, а с другой - какие мысли могут подтолкнуть ребёнка к стрессовой ситуации и конфликту

27 сентября для педагогов школы прошел обучающий семинар "Профилактика суицидального поведения подростков в учреждение образования".

14 сентября иерей Антоний Ефименко провёл духовно - нравственную беседу "Ценность жизни" с ребятами 8-9 классов.

 

 

 

свернуть

Экологическая акция «Посади дерево!»

развернуть

Экологическая акция «Посади дерево!» Учащиеся 7-11 классов вместе с педагогами школы на школьном участке посадили саженцы деревьев

свернуть

Акция "Чистый Двор"

развернуть

Отчет о проведении декады Профилактика употребления ПАВ

развернуть

С 17.012022 по 27.01.2022 в школе были проведены мероприятия в рамках декады «Профилактика употребления психоактивных веществ и их аналогов, наркотических средств  среди несовершеннолетних».

18.01.2021 состоялась плодотворная дискуссия врача-психиатра-нарколога УЗ «Слуцкая ЦРБ» Синяковой Оксаны Алексеевны с обучающимися 10 классов по проблеме «Подростки и наркотики».

 

 

19.01.2021 старшие подростки 11 классов обсудили с педагогами видеофильм  «Путь в бездну». Ребята обсудили серьёзную проблему наркозависимых в молодёжной среде.

 

 

25.01.2021 педагог-психолог школы Гутковская Татьяна Сергеевна в ходе проведённого занятия с элементами тренинга услышала мнение ребят  4 классов о их собственном здоровье.

 

 

Классный час «Влияние вредных привычек на организм человека»

 

26.01.2021 общешкольная акция «В будущее с надеждой!» вызвала неподдельный интерес у ребят, педагогов и посетителей школы

 

е

 

 

27.01.2021 ребята 7 классов в рамках декады отличными результатами в спортландии «Молодёжь за ЗОЖ!» показали своё позитивное отношение к здоровому образу жизни и свой негатив к  вредным привычкам.

свернуть

Профилактика употребления ПАВ

развернуть

 

По результатам конкурса 🎨 рисунков, плакатов, коллажей в рамках декады "Профилактика употребления ПАВ, и их аналогов, наркотических средств среди несовершеннолетних", были отмечены 👏 следующие работы: Буйвило Яна и Шуманская Маргарита 9 "А" класс, Пупкевич Виктория 10 "Б" класс, Трусова Валерия 8 "А" класс, Гуринович Алексей 6 "Б"класс, коллектив 6 "В" класса, Борисовец Елизавета 5 "В" класс, Пархоменко Александра 7 "Б" класс.

 

 

 

свернуть

Отчёт о проведении Декады "Профилактика вредных привычек"

развернуть

        В рамках Декады «Профилактика вредных привычек» прошли мероприятия: 28.01.2021 участковый инспектор Слуцкого РОВД Саналец И.Ф. провел с обучающимися 4 классов профилактическую разъяснительную беседу о безопасности участников дорожного движения. Учащиеся активно отвечали на вопросы и получили из рук сотрудника СВЭ, выставка коллажей и рисунков «В здоровом теле – здоровый дух», «Твое здоровье в твоих руках», «За здоровый образ жизни»  (1-7 классы), созданы социальные ролики  «Мы против  зависимостей»  (учащиеся 8-11 классов), в фойе прошел турнир по надуванию шариков «Подари себе чистые легкие», акции «Здоровье в ладошках (1-4 классы), «Не прожигай своё здоровье» ( 5 - 11 классы),  арт-терапевтическое занятие «Заправка: поиск внутренних ресурсов, позитивное подкрепление».

 

 

 

 

свернуть
поделиться в: