Для родителей десятиклассников

Памятка. Адаптация десятиклассников: «Как поддержать ребёнка?»

 

Переход из среднего в старшее звено является ответственным этапом в жизни старшеклассников.

 

Наблюдая за десятиклассниками, педагоги и психологи отмечают следующие моменты:

 

1. Возможность снижения успеваемости, так как существенно усложняется содержание учебных предметов. Учителя-предметники практикуют новые, не знакомые детям, методы обучения (лекции, семинары и т.д.), одновременно повышая планку требований к качеству знаний учащихся. Следовательно, учебная нагрузка десятиклассников резко возрастает.

2. Трудности адаптации в новом коллективе, где заново нужно строить отношения со сверстниками.

В особой поддержке нуждаются ученики, которые пришли в 10 класс в новую школу.

 

Основные проблемы подростков:

1. Сложности в дружеских отношениях и любви.

2. Отношения с родителями и другими взрослыми ("не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют" и т. п.).

3.Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).

4.Ощущение перегрузки, усталость (неумение контролировать желания и организовывать свое время, неумение учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма).

5.Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).

6.Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).

7.Проведение досуга.

 

Какие особенности необходимо учитывать родителям старшеклассников?

 

Ни для кого не секрет, что новая ступень образования предъявляет новые требования к обучающимся:

 уметь учиться самому;

 планировать собственную деятельность;

 проектировать результат;

 переносить знания в новые ситуации.

 

         В сочетании с особенностями юношеского возраста, такими как изменение личностно-мотивационной сферы, когда пересматриваются детские идеалы, вырабатывается собственный стиль поведения, новые требования школьной жизни могут привести к дезадаптации школьников. А отсюда и потеря интереса к учёбе и всем школьным мероприятиям, соответственно падение успеваемости и неготовность к вступлению в успешную взрослую жизнь.

У десятиклассников изменилось как социальное окружение (новый состав класса и учителей), так и система деятельности (новая учебная ситуация). А ситуация новизны всегда тревожна. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.

На данном этапе очень важно и родителям, и педагогам прийти на помощь десятикласснику, поддержать его, помочь.

 

Родителям:

1.     Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы).

2.     Способствуйте формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей.

 

3.     Оказывайте поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа.

4.     Способствуйте формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.

5.     Учитывайте возросшую потребность юношеского возраста к дружескому и интимному общению (Терпимо и безревностно относитесь к встречам ребенка с друзьями, особенно противоположного пола.Помните, вы тоже были молодыми).

6.     Не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает».

7.     Сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.

8.     Не требуйте полной откровенности ребенка, он имеет право на свои секреты.

При сложности в живом общении желании узнать, чем живет ребенок, попробуйте пообщаться с ним через ICQ, www.vkontakte.ru, СМС-ки т.д. Не используйте полученную информацию и секреты ребенка ему во вред, особенно во время конфликтов.

 

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

 

1.     Опираться на сильные стороны ребенка.

2.     Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3.     Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4.     Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5.     Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6.     Проводить больше времени с ребенком.

7.     Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8.     Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9.     Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12.   Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, симпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.