Учимся говорить

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

 «ЛОПАТОЧКА»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 «ЧАШЕЧКА»

 Рот широко открыт. Передний и боковые края ши­рокого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА»

Рот открыт. Узкий на­пряженный язык выдвинуть вперед и вверх.

 

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

 «ЧАСИКИ»

Рот  открыт. Губы растянуты в улыб­ку. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта (влево - вправо).

 «КАЧЕЛИ»

 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхней и нижней губе, либо к верхним и нижним резцам (вверх - вниз).

«ЧИСТИМ ЗУБЫ»

Рот открыт.  Круговым  движением  языка «почистить» все  верхние, а потом все  нижние зубы.

«ЛОШАДКА»

«Щёлкать» языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ»

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 

«УЛЫБКА» — «ТРУБОЧКА».

Чередо­вание положений губ

(или произносить гласные У-И в быстром темпе).

 

ЗВУК  [Л]

При произнесении звука [Л]-  губы слегка в улыбке, кончик языка и края языка слегка зажаты зубами;  воздушная струя  прерывисто с голосом  выходит изо рта.

  Звук [Л] - твёрдый и звонкий.

  В каждом произнесённом слове звук [Л] должен быть правильным!

Как родители могут помочь ребёнку научиться говорить звук [Л]?

1. Ребёнок повторяет за взрослым одно слово несколько раз: Лак, Лак.

2. Ребёнок повторяет за взрослым несколько разных слов: Лак, Лужа, Ложка.

3. Ребёнок добавляет к слову другие слова: нету, куплю, много.

               Взрослый говорит –  Лак, а ребёнок – нету Лака и т.д.

                                                   -Ложка, а ребёнок – куплю Ложку и т.д.

                                                   -Лужа, а ребёнок – много Луж и т.д.

4. Считать предметы (где возможно): 1-а Ложка, 2-е Ложки, …. 5- Ложек.

 

Слова:     

    лак  лама  лапти  ласты  лапша  ладонь  ласка  лапы  лампа  лаки  лодка  лом  локоть ломоть  лось  лобзик  ломка  лоб  лоск  лужи  лунка  луна   лучи  лупа лужок лунатик  лукошко  лучик

__________________________________________________________________________

        пила      пиала       юла    скала      акула     кулак  салат         халат     голова      баллон   болото   голод   колонна  колоть   голос    булавка       волосы    золото   холодный  колос   палуба     молоко   палатка     голуби  молоток  солома      солонка  полынь каникулы   вилы   пилы    улыбка    белый   милый   жёлуди         

      _______________________________________________________________________

алмаз        колдун       долго         булка           алфавит      колготки

заколка     вулкан       балка         колбаса       иголка         бутылка

галка         молва        молния       посылка     галстук          толпа         

полка        белка         палка         солдат        полдник        мелкий

скакалка    заколка     ползунки    полдень      метёлка        фиалка       

ползать      копилка     халва         толкать        вилка         балкон            

      _______________________________________________________________________

       бал, вал, дал, зал, мал, гол, вол, дол, зол, кол, мол, пол, тол, гул, дул, мул, ел, мел, пел, сел, вёл, мёл, бил, вил, мил, пил, был, выл, мыл, ныл...

бокал        баскетбол       дятел            вокзал            буйвол          Павел

канал         сокол              пепел           капитал           ствол            узел

металл       стол                факел           обвал              угол              козёл

овал          укол                котёл            пенал              футбол          костёл

подвал      аул                  новосёл        самосвал         стул              осёл

        __________________________________________________________________________

5.  Прослушать и пересказать рассказ, правильно произносить все звуки [Л]!

 

       Алла Николаевна пила молоко. Она не допила молока и подумала:

       «Дам я молока моей Лакомке». Лакомка лакала молоко и всё вылакала.

Материал для закрепления звука [Л]  в речи:

Плыла на лодке лайка

У лайки – балалайка.

Долго пела лайка мне

О погоде, о луне.

Веник пол подметал,   

Веник очень устал,      

Он чихнул,  он зевнул, 

    И  под стулом уснул.        

Белым-бело! Белым-бело!

Всю землю снегом замело!

Нарядным стало всё село –

Белым-бело! Белым-бело!

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Мила вымыла ладони,

Мила сделала салат.

Маме помогла Мила.

Мама милу похвалила

Спал я, спал. Спать устал.

Взял да встал.

Постоял-постоял,

Снова устал и опять поспал

Котята

 Лада поставила на стол кружку молока и   накрыла ее полотенцем. Около стола   играли котята. Один котенок схватил     полотенце и стащил его на пол. Кружка   упала, и молоко разлилось. Котята стали   лакать молоко. Напились они молока и       уснули под столом.
 

Как лиса галку поймала.

 Лисица легла на снегу. Закрыла она глаза   и не двигается. Увидела её галка. Галка   подлетела к лисице, подошла поближе и   клюнула ее в хвост, а лисица лежит.   Забегала галка около лисицы, подошла к   голове и хотела у лисицы глаз выклевать.   Вскочила лисица, сцапала глупую галку и   в лес побежала.

Луна и волки

Волки сегодня охотились на лугу около болота. Не поймали ни лося, ни лани. В полнолуние уселись голодные волки на холме и завыли. Над облаками плыла луна. Поглядела она на волков и улыбнулась им холодной улыбкой: ведь только волки поют ей песни.
        

.  .  .     ???     !!!    …

      На балконе лопнуло стекло.    

      Элла сломала лыжную палку,     

      Мила гладила платье для куклы.    

      Павел ловил плотву с лодки.    

      Володя запивал клубнику молоком.    

      Мила гладила и складывала халаты.

      Клава слушала весёлого соловья.

      Алла заколола волосы заколкой.

 

ЗВУК  [Р]

При произнесении звука [Р]- рот приоткрыт, кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит на длительном выдохе с голосом.

 [Р]  — согласный, твёрдый, звонкий.

  В каждом произнесённом слове звук [Р] должен быть правильным!

Как родители могут помочь ребёнку научиться говорить звук [Р]?

1. Ребёнок повторяет за взрослым одно слово несколько раз: Рак, Рак.

2. Ребёнок повторяет за взрослым несколько разных слов: Рак, Рука, Рома.

3. Ребёнок добавляет к слову другие слова: нету, куплю, много.

               Взрослый говорит –  Рак, а ребёнок – нету Рака и т.д.

                                                   -Робот, а ребёнок – куплю Робота и т.д.

                                                   -Рука, а ребёнок – много Рук и т.д.

4. Считать предметы (где возможно): 1-а Роза, 2-е Розы, …. 5- Роз.

Слова:  

 рак              рот           руль                рыба             рама           ров

ракета          рыбак       рана                робот            русский      рынок

радио           Родина      руки                рысь              работа       роза

радость        рокот        рыть                рычу              русый        розовая   

рукав           ранец        рубли              рыжая            рубить      ромашка

__________________________________________________________________

дыра       баранки        пирамида      мороз              творог               парус

гора        детвора        таракан         ворона             воробей            корыто

кора        гитара          народ            дорога             борода              бурый

нора       барабан        пирог            корова             кукуруза            старый

  _____________________________________________________________________

 удар          двор             хмур            зефир            пенсионер      шофёр

 загар         дозор           абажур         кумир            ветер              суфлёр

 повар         мухомор      тамбур          мундир          мастер            костёр

 сахар         помидор       дар               командир      тостер             бар      

 сор            фантазёр      пожар           сыр               пир                 бар

______________________________________________________________________

урна             ширма        первый         подарки         норка           турки

бирка           верный       фартук          норма             жмурки       стирка

сердце          бархат        форма           бурный          мирный       термос

сумбур         верно          зерно            карман           зоркий         старт

верба           пятёрка       каркать         тормоз           бурчать       мерка

семёрка        картина      форточка      шнурки          сердит         дёргать

______________________________________________________________________

5. Прослушать и пересказать рассказ, правильно произносить все звуки [Р]!

Игра

У Юры ракета. У Раи – ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Юра и Рая – друзья.

Материал для закрепления звука [Р]  в речи:

Подруга выдра у бобра.

Она проворна и хитра.

Бобёр и выдра поутру

Играют в новую игру.

Дружит Рома с носорогом.

Носорог тот недотрога.

Не даёт потрогать рог

Недотрога-носорог.

 

Ранним утром кое-как                      

роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

не радует его работа.

Красный помидор растёт на огороде,

Красный георгин красуется в саду,

Красная брусника краснеет у дороги,

А красную ромашку я что-то не найду.

 

Играет Рая на тромбоне,

Играет Рома на трубе,

Макар играет на гармони,

А Герман на аккордеоне.

Квартет играет в парке

Под кедрами у арки.

Крабик

Маленький крабик вылез из норки

И рысью помчался с горки на горку.

Ему невтерпеж  поиграться с волной-

Волшебное море влечет за собой.

                             

Рыжик

Был у Рыжухи жеребёнок. Жеребёнок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжуха жалела жеребёнка.  Женя ухаживал и помогал Рыжику. Женя водил Рыжика на лужок. Рыжик любил кружить на лужайке. Покружит и ляжет под стожок. Иногда Рыжуха купалась в реке, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп и стал крепким жеребёнком.

Поход

Рита и Боря – брат и сестра. Их класс идёт на три дня в поход в деревню Рябинки.

Эта деревня на горе. По дороге ребята будут собирать ягоды и грибы.

Во время похода они отдохнут, наберут грибов, ягод и разных трав.

 

ЗВУК  [С]

При произнесении звука [С]-  губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами,

 а между зубами маленькая щёлочка; со рта идёт длинная холодная струя воздуха.

Звук произносится без  голоса, звук [С] глухой и твёрдый.

  В каждом произнесённом слове звук [С] должен быть правильным!

Как родители могут помочь ребёнку научиться говорить звук [С]?

1. Ребёнок повторяет за взрослым одно слово несколько раз: Сок, Сок.

2. Ребёнок повторяет за взрослым несколько разных слов: Сом, Сумка, Сынок.

3. Ребёнок добавляет к слову другие слова: нету, куплю, много.

               Взрослый говорит –  Сок, а ребёнок – нету Сока и т.д.

                                                   -Сумка, а ребёнок – куплю Сумку и т.д.

                                                   -Сова, а ребёнок – много Сов и т.д.

4.Считать предметы (где возможно): 1-а Сова, 2-е Совы, …. 5- Сов.

Слова:    

сад               сын                   сок           сопка           сук           суббота

сани             сыпать               сода         сохнуть        судно        суфле

сапоги           сытый               совы        Соня             сутки        сухой

самокат         сынок                сом          соты            сумка         сукно

самоход        сыпь                  сон          сотня            суп            судак

сахар             сырой               соль        соболь          сухари       сугроб _______________________________________________________________________

бас               квас             нос              вкус                 колос                 лес

вас                погас           поднос        укус                 волос                 нёс

нас                ананас          покос          фокус              голос                 пёс

пас                компас         навес           кактус              повис                утёс

      _______________________________________________________________________

 носы             оса               носок          волосы            насадка               бросок

 бусы             роса             кусок          лисы                посадка             высокий         

 усы               коса             поясок        весы                кусать                 косой

 косынка        полоса         песок          часы                писать                босой

 посылка        колбаса        лесок          кокосы            бросать              невесомый

      _______________________________________________________________________

Свая,  свора,  свалка,  смуглый,  смыть,  спор,  спуск,  стакан,  стол,  стул,  ступа,          стужа, стык,  скатерть,  скука,  свобода,  смола,  смычок,  стадион, старик,  стыдить,  скамейка,   скакать,  скользить,  скорпион,  скулить,  сковорода.

__________________________________________________________________________

5. Прослушать и пересказать рассказ, правильно произносить все звуки [С]!

     У дома сад. В саду сосна. Под сосной скамейка. На скамейке Соня.

     У скамейки собака. Соня дает собаке кусок хлеба и колбасы. Собака ест.

Материал для закрепления звука [С]  в речи:

В солонку  солёной насыпали соли

Той солью посолим мы суп из фасоли.

Соль в солонку насыпали,

Из солонки в стакан пересыпали,

Из стакана на стол просыпали.

Санин сон.

Спит Саня, и снится ему сон. Садится он в самолёт и летит высоко-высоко. Летит над лесом, над садом. Во сне Саня совсем не боится высоты. Во сне Саня смелый!

Спокойно спит сосна в лесу,

А снег совсем уж на носу.

Снег до весны сосну хранит,

И пусть сосна спокойно спит.

 

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек,

Не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек

Сострочены в срок –

Сразу поссорились

Сорок сорок.

Звенит звонок.

 

Звенит звонок. Звонко звенит звонок. Он зовёт всех на занятия. Нельзя опаздывать на занятия. Об этом знают все дети.

 

Ас-ас-ас - покупаем ананас,

Ас-ас-ас - какой свежий квас!

Ос-ос-ос – в саду на сотах  много ос,

Ас-ас-ас - едят осы ананас,

Ус-ус-ус - у ананаса дивный вкус,

Ис-ис-ис - ананасы ест Денис.

Помощь зайцу.

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У него была сломана лапка. Зоя принесла зайца домой. Девочка забинтовала зайцу лапку и посадила в ящик. Мама дала зайцу морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у заиньки срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Зоя с ребятами отнесла зайца в лес и выпустила на волю.

Собака Сойка в лесу

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой пойдут в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает под кустами и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.

 

ЗВУК  [Ш]

 При произнесении звука [Ш]-  губы округлены и слегка вытянуты вперёд, кончик языка и края языка приподняты за верхними зубами,  а между зубами маленькая щёлочка; со рта идёт длинная тёплая струя воздуха.

Звук произносится без  голоса, звук [Ш] глухой и твёрдый.

  В каждом произнесённом слове звук [Ш] должен быть правильным!

Как родители могут помочь ребёнку научиться говорить звук [Ш]?

  1. Ребёнок повторяет за взрослым одно слово несколько раз: Шаг, Шаг.
  2. Ребёнок повторяет за взрослым несколько разных слов: Шаг, Шуба, Шина.
  3. Ребёнок добавляет к слову другие слова: нету, куплю, много.

               Взрослый говорит –  Шаг, а ребёнок – нету Шага и т.д.

                                             -Шуба, а ребёнок – куплю Шубу и т.д.

                                             -Шина, а ребёнок – много Шин и т.д.

     4. Считать предметы (где возможно): 1-а Шина, 2-е Шины, …. 5- Шин.

Слова:  

Шапка  шуба  шина  шов    шахматы шум шить шок  шайба шутка     шипы         шея

Шахта    шут   шикать  шёпот  шанс  шумный   шиповник  шёлк  шаман   шуметь  шифон     шевелить  шагать   шумовка   шипеть  шептать

______________________________________________________________________

каша,  наша, ниша, Наташа, вешать, дышать, крыша, душа, мешать, лягушата,

мешок, пушок, ушёл, нашёл, мышонок, петушок, ремешок,

дыши, пиши, малыши, мыши, туши, машина, ладоши, уши, галоши, ландыши,

ношу, дышу, пишу, укушу, машу, прошу

______________________________________________________________________

швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель,   шницель,   шнурок,   шпалы,   шпагат,   шпион, шпиль, штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

______________________________________________________________________

5. Прослушать и пересказать рассказ, правильно произносить все звуки [Ш]!

 Кот Пушок.

У Наташи кот Пушок. Пушок - шалун.

Он много шалит, а мышей не ловит.

Вот шум. Это шумит мышь: Ш-Ш-Ш

Пушок к мышке, а мышка шмыг под пол.

Не поймал Пушок мышку.

Материал для закрепления звука [Ш]  в речи:

 

Мышка Милашка

Кушала кашку:

В мышкиной плошке – 

Больше ни крошки!

Плохо без кашки

Мышке Милашке

             Миша шел, шел, шел,

             Много шишек нашел.

             Маша шла, шла, шла,

             Шишек больше нашла.

 

           

Шли лягушки по опушке.

Шли да шли –

И отличный ежевичный

Куст нашли.

Ежевику на опушке

Кушали лягушки,

И с большими животами

Шли – ушли с опушки.

Облепили лампу мошки,

Греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки!

Обожжете ножки.

 

Даша, Антоша и Алёша идут домой. Даша и Антоша шагают в ногу, а Алёша нет. «Алёша, иди шагом!», - говорит Даша.

 

 

Маша, Наташа и Миша едят пшенную кашу. Маша и Наташа кушают хорошо, а Миша шалит. «Мишину кашу отдадим мы кошке нашей», - шутят Маша и Наташа. Кошка  Милаша любит кашу.

 

Мишина мама – швея. Она шьёт на швейной машинке. «Что ты шьёшь, мама?» - спрашивает Миша. «Я шью детскую одежду», - отвечает мама.- Будут детишкам шорты, штанишки и рубашки. А на зиму пошьём шубки, шапки и варежки.

            Лягушки и жабы

Многие люди не знают разницы между лягушками и жабами. Большинство лягушек и жаб очень похожи.

Лягушки – гладкие и скользкие. Жабы сухие и  коренастые. У лягушек есть зубы, а у жаб – нет. Лягушки имеют зеленоватый цвет, а жабы обычно имеют коричневую или оливковую окраску.